Rif27.ru

Дизайн и интерьер
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как снять шпон с мебели?

Модератор: Radiomann

Как снимать старый шпон?

Сообщение Димон » Чт сен 30, 2010 5:37 pm

Сообщение Сергей Лисовин » Чт сен 30, 2010 7:44 pm

Сообщение Димон » Чт сен 30, 2010 8:46 pm

Сообщение Санек » Чт сен 30, 2010 9:27 pm

Димон
Я снимал шпон несколькими способами:

1 берется мокрая тряпка и кладется на шпон, через некоторое время его вспучивает и он удаляется стамеской или сапожным ножом, лак с него перед этим необходимо удалить, иначе ничего не получится.

2 при помощи разогретого утюга и мокрой тряпки пропаривал шпон пока он не начинал отлетать.

Однако стоит учесть что от воды может сильно повести фанерный корпус, особенно если он очень старый и уже подвергался воздействию влаги.

3 остро заточенной стамеской, насухую, потихоньку снимается слоями весь шпон до основания, главное на увлечься и не вгрызться в корпус.

Сообщение Димон » Чт сен 30, 2010 11:36 pm

Как снимать старый шпон?

Сообщение Radiomann » Вт июн 11, 2019 9:51 am

Уважаемые форумчане.
Просматривая старые темы, касающиеся нашего хобби а не пустой болтовни,
наткнулся на очень интересную тему. Практически каждому из нас приходится сталкиваться
с работами по снятию шпона. Причём зачастую это не просто варварское сдирание, а именно
снятие для дальнейшего использования. Старый шпон очень ценен для реставрации именно
старых корпусов, например приёмников 30-ых годов. Современные шпоны по всем своим параметрам
резко отличаются, поэтому для ремонта мало пригодны. Как правило они годятся лишь для
полной замены.
Хотелось бы услышать кто и как решает проблему снятия.

Кутник Фёдор Фридрихович.
Ищу заднюю крышку VEF-Spidola или Spidola. Можно корпус-донор.

Как снимать старый шпон?

Сообщение gamriq » Вт июн 11, 2019 10:13 am

Как снимать старый шпон?

Сообщение Radiomann » Вт июн 11, 2019 11:07 am

Найти конечно можно, но он будет совершенно не пригоден для ремонта. Вы понимаете о чём я?
Кроме того иногда нужно отремонтировать видимую часть корпуса, имея возможность снять шпон со
второстепенной или не видимой.
Повторяю ещё раз — современный шпон пригоден для полной замены но не для ремонта шпонового покрытия.

Вполне реально, и я это уже проделывал не один раз. Шпон вначале увлажняется наложением мокрой ткани
и слегка проглаживается тёплым. утюгом. Затем край на ширину полосы шпона поддевается ножом и и в образовавшуюся
щель вставляется шпатель с удобной ручкой. Прогревая шпон перед шпателем тёмлым, не горячим. утюгом,
шпон приподнимается шпателем следую за утюгом по мере нагрева клея. Так не спеша и аккуратно снимаются листы шпона.
Здесь главное без фанатизма, не заливать водой, не гладить до одури раскалённым утюгом и т.д.
На фотографии ниже, крышка на которую я наклеивал шпон уже семь раз и столько же его снимал. Она от этих
процедур ничуть не пострадала.
На фото предыдущего поста я показал как не надо делать.

Но хотелось бы узнать о том как такие работы делают другие.

Кутник Фёдор Фридрихович.
Ищу заднюю крышку VEF-Spidola или Spidola. Можно корпус-донор.

Как снимать старый шпон?

Сообщение lisovin Дмитрий » Ср июн 12, 2019 10:54 am

Как снимать старый шпон?

Сообщение Сергей Григорьевич » Ср июн 12, 2019 4:30 pm

Как снимать старый шпон?

Сообщение Gnat » Ср июн 12, 2019 4:42 pm

Вот так очищается наждачка мгновенно застывшим герметиком силиконовым.. Проверено мною.

Как снимать старый шпон?

Сообщение gamriq » Ср июн 12, 2019 5:11 pm

Gnat , круто! век живи — и век учись

но, как мне показалось, Ф.Ф. затронул немного другую тему — не просто доступными средствами снять шпон, а снять его — НЕ повредив. Поэтому шлифмашинки в этом аспекте как минимум неуместны.

Как снимать старый шпон?

Сообщение lisovin Дмитрий » Ср июн 12, 2019 5:34 pm

Как снимать старый шпон?

Сообщение Radiomann » Ср июн 12, 2019 6:01 pm

Речь идёт, и я это уже дважды здесь подчёркивал, о снятии шпона листом, не повредив его.
Он нужен для ремонта шпонового покрытия. Как я это делаю, я уже выше детально описал.
Возможно на этом форуме это не совсем актуально, т.к. речь идёт о европейских и американских аппаратах
30-ых годов. В СССР видимо тогда мало какие корпуса отделывались ценными породами дерева, это скорее
началось уже с 40-х годов. Хотя рижские были до войны уже с ценным шпоном.
И вообще, среди профи реставраторов существует такая тенденция — в первую очередь шпон любыми путями
ремонтировать и только в самом крайнем случае. если действительно никак не удаются, менять его
полностью на новый. Потому так ценен старый шпон, его снимают и бережно хранят для ремонта.
Я знаю одного реставратора у нас, ему около 80-ти лет, он всю жизнь собирает, снимая, старый шпон. К нему
обращаются реставраторы кто его знает только откуда.

Кутник Фёдор Фридрихович.
Ищу заднюю крышку VEF-Spidola или Spidola. Можно корпус-донор.

Восстанавливаем полировку

Восстановление слоя лака — дело сложное. Любая реставрация мебели начинается с очищения и обезжиривания и ремонт лакового покрытия тоже. Используем моющее средство для посуды, разведенное в воде: безопасно и надежно. После высыхания приступаем к обновлению полировки.

  • На темной мебели царапину можно закрасить йодом, добиваясь нужного цвета количеством слоев или разведя его водой. Если есть мебельные маркеры, можно использовать их.
  • Глубокие царапины, которые побелели, так не закрасишь. Есть другие методы:
    • Сделать мастику из 4 частей растопленного воска и 3 частей скипидара. Эту пасту наносят на полировку и мягкой тканью натирают.
    • Если есть крем для обуви подходящего цвета, можно замазать им, а потом отполировать все тканью.

    Царапины закрашиваются, потом восстанавливается покрытие

    Просто освежить поблекшую полировку на мебели можно приготовленными своими руками смесями:

    1. По две части льняного масла и скипидара и часть уксуса. Все смешивают, наносят тампоном, ждут пока впитается и полируют.
    2. Смешать в равных частях масло и пиво и этим составом протереть мебель. После того как впиталась натереть.
    3. Более блестящей поверхность будет, если пиво вскипятить с куском воска, остудить и слегка теплой нанести на мебель. Когда состав впитается, поверхность натирают до блеска.

    Еще несколько рецептов в видео.

    Как удалить полировку с мебели

    Достаточно часто приходится полировку снимать: не самая модная это отделка. Современная мебель чаще всего красится укрывистыми или тонирующими красками, причем поверхность — матовая. В любом случае нужно удалять полировку. Способов несколько. Так как лаки бывают разными по составу, подбирать приходится опытным путем. Но один из методов должен сработать.

    1. Снять старую полировку с мебели можно механически. Если есть шлифмашинка — процесс пойдет быстрее, если нет, берете наждачную бумагу с крупным зерном и счищаете слой лака до появления древесины. Затем берете мелкое зерно и шлифуете до ровной поверхности. Механическое удаление срабатывает далеко не всегда. Иногда даже шлифмашинка не дает результата: полировка не счищается, а начинает плавиться и вонять. Тогда тактику меняют.
    2. Понадобится кусок старого стекла. Надеваете перчатки и разбиваете его на несколько фрагментов. Острыми гранями, которые образовались, счищаете покрытие до древесины. Если есть фаски и углубления, в них удобно выскребать острыми краями. После того как основной слой полировки удален, наждачкой с мелким зерном все доводят до гладкого состояния.

    Часто реставрация мебели своими руками требует жеских мер: некоторые виды полировки можно только соскоблить стеклом

    Как покрасить полированную мебель

    Если старая мебель готовилась под покраску, ее нужно очистить от пыли, протереть влажной тряпкой и дать высохнуть. После выровнять все шпаклевкой, сровнять все неровности, дождаться, пока высохнет. Взять наждачную бумагу и снова шкурить сначала средним, потом мелким зерном. Далее наносим слой грунтовки и дожидаемся его высыхания.

    Нанесение лака кистью при восстановлении полировки мебели

    Грунтовку покупают под ту краску, которую собираются использовать, или можно краску развести совместимым растворителем и покрыть вместо грунта. После высыхания можно красить.

    Красить можно валиком или кистью. Обычно необходимо несколько слоев: не старайтесь сразу наносить много краски, так как могут появиться потеки. Лучше нанести несколько тонких слоев. Так поверхность будет ровной и однотонной. Еще одна хитрость: для равномерной окраски слои наносят в разных направлениях — вдоль, потом поперек. Это относится и к нанесению лака.

    С некоторыми видами лака проще работать когда они теплые. Их немного нагревают и потом наносят краскопультом или кистью. При разогреве нужно быть аккуратным: могут вспыхнуть пары.

    По порядку окрашивания: сначала красят внутренние поверхности, края и стыки, затем переходят к наружным. При такой последовательности меньше шансов запачкаться или задеть окрашенную уже поверхность, испортив ее.

    Если лаковое покрытие ровное, без дефектов, а его необходимо закрасить, можно обойтись и без удаления этого слоя. Есть специальные грунты для сложных поверхностей. Промазываете ими поверхность, и после высыхания красите. Они имеют компоненты, которые проникают даже в слой лака. Потому краска будет хорошо наносится и долго держаться. Но у таких грунтов есть минус: они дорого стоят. Зато существенно экономят время.

    Некоторые секреты окраски древесины (в том числе и браширование и окраска в два цвета) есть в статье «Чем покрасить вагонку«. Несколько секретов ровного нанесения акриловой краски смотрите в видео.

    Если восстановление не принесло ожидаемого результата, может нужно изменить внешний вид? Как переделать мебель на новый лад описано тут.

    Как реставрировать облицовку мебели?

    Со временем при длительной эксплуатации у мебели часто повреждается поверхность, облицованная шпоном. Дефекты облицовки мебели могут быть такие как: отслаивание шпона от основания мебели, царапины, трещины, вмятины… При ремонте облицовки первым делом с неё снимается старое лакокрасочное покрытие…

    Снятие облицовочной поверхности

    Для выполнения восстановления облицовки мебели изделие или деталь с дефектами располагают в горизонтальном положении; имеющееся лакокрасочное покрытие перед устранением дефектов, как правило, удаляют. Нередко при восстановлении облицовки на ней обнаруживаются вздутия – пузыри воздуха.

    От отслаивания и вздутия избавляются так. Сначала определяют общую площадь воздушной подушки, для чего, постукивая пальцами по облицовке, проходят всю поверхность, помечая дефектные участки. Они устраняются путем надреза скальпелем или острым ножом посередине, в направлении вдоль волокон. Надрез выполняется под углом 30-45°. Далее в местах отслаивания, вводят туда — столярный клей (или ПВА) и нагретым притирочным молотком притирают исправляемый участок. Так же устраняются и воздушные пузыри.

    Затем под облицовку вводится клей и осуществляется притирка разогретым притирочным молотком. Встречаются отслаивания по краям деталей, которые устраняются путем поднятия шпона, введения под него столярного клея и прижатия горячим утюгом через прокладку, выполненную из бумаги. В случае если описанные методы не позволяют надежно закрепить облицовку по причине утраты значительной ее части или разрушения основы (например, червоточинами), старая облицовка снимается, а затем, вместе со шпоном, снятым с невидимых поверхностей, вновь приклеивается на фасадные части мебели.

    Когда же облицовка значительно повреждена, то ее снимают делая это с помощью широкого и тонкого ножа с закругленными краями лезвия. Иногда для удаления облицовки применяют нагрев утюгом или шприцевание спиртом наиболее трудоемких участков или же их отпаривают. В последнем случае влажную ткань накладывают на нужное место и проходят по нему нагретым утюгом. Приклеивание ведут костным или мездровым клеем, который наносят на обе склеиваемые поверхности тонким слоем и тщательно разравнивают. Затем на очищенную поверхность наносят новую облицовку. Снятый шпон не выбрасывают, а хранят для возможной реставрации изделия в будущем.

    Зачистка пластинки пиленого шпона рубанком.

    Отпиленные пластинки зачищают малым рубанком с остро отточенной железкой. Для такой зачистки пластинку закрепляют к равной плоскости, как показано на рисунке выше. Зачистив передний конец (половину), переворачивают заготовку незащищенным концом вперед и зачищают его. Те же операции повторяют при обработке тыльной стороны. Подгонку кромок, (фуговку) осуществляют рубанком.

    Оклеивание криволинейных поверхностей

    Если старый шпон на отдельных участках нельзя в дальнейшем использовать из-за его тонкости и хрупкости, то под него делают черновую рубашку из нового шпона (подложку). Небольшие участки облицовочного слоя обычно приклеивают впритирку нагретым притирочным молотком. Ходы молотка зигзагообразные, чтобы не было не приклеенных участков. Облицовывание впритирку — трудоемкий процесс, поэтому чаще прибегают к помощи струбцин или прессов.

    а) — с помощью сыпучих цулаг (1-верхнее основание зажимного приспособления; 2-сыпучие цулаги, то есть мешки с песком; 3-деталь с криволинейной поверхностью; 4- нижнее основание)

    б) — с помощью резиновой обвязки (1-фасонная поверхность детали; 2-облицовочный слой; 3-резиновый жгут)

    Криволинейные поверхности облицовывают с помощью сыпучих цулаг или (мешков с песком) резиновой обвязки (смотрите рисунок). Сыпучесть песка создает равномерное давление на приклеиваемый шпон, что важно при облицовке криволинейной детали, а применяемый в этом случае наиритовый клей практически мгновенно схватывает склеиваемые поверхности.

    Дефекты в облицовке

    Основные дефекты ремонта облицовочной рубашки показаны на рис. ниже. Дефекты облицовки нередко встречаются на кромках брусковых и щитовых деталей мебели и проявляются в виде забоин, вмятин, сколов, отслаивания шпона, царапин, трещин и т.д. Для устранения дефектов в виде вздутия над сучком удаляют сам сучок, предварительно приподняв слой шпона. Отверстие заделывают пробкой из древесины основы, а затем приклеивают облицовку на место. Небольшие вмятины на поверхности облицовки исправляют горячим утюгом через влажную ткань, а вот впадины предварительно заделывают вставкой. Таким же образом поступают со сколами, трещинами. При этом необходимо следить, чтобы поверхностные вставки из шпона были из, того же материала.

    а) — воздушный пузырь-«чиж»;

    б) — проседание облицовки над сучком;

    в) — выпячивание сучка;

    г) — вмятина на поверхности предмета под облицовкой.

    Следует помнить, что длинные вставки в облицовку соединяют зигзагом или острым клином — «на ус». В этом случае дефектное место предварительно очерчивают резцом, чтобы случайно не отслоить облицовку соседнего участка. При помощи стамески и киянки снимается старый слой Шпона и формируется гнездо под вставку. Иногда при рыхлой основе под облицовку подкладывают дополнительную подкладку (строганый шпон), причем волокна подкладки ориентируют перпендикулярно волокнам лицевой вставки. Дефекты червоточины на облицовке исправляют также вставками из шпона, предварительно проведя дезинфекцию и местное шпатлевание.

    Вспомним наиболее распространенный среди реставраторов способ выполнения точной копии вставки. Когда место для вставки (гнездо) подготовлено, берут тонкую бумагу (карандашную кальку или папиросную бумагу) и, уложив сверху, гнезда тушуют твердым карандашом по краю гнезда. На бумаге четко отпечатывается контур вставки. Вырезают вставку, сделав небольшой напуск по контуру, а затем, подшлифовывая края, точно подгоняют по гнезду. После подклеивания это место шлифуют вручную мелкой шкуркой вдоль волокон.

    Старинные вещи оклеивали пиленым шпоном. Он толще строганого шпона. Если есть нужная порода строганого шпона, то склеивают подкладку и вставку (две пластинки из одной породы) и таким образом подбирают необходимую толщину шпона. Но это возможно при небольших вставках. В том случае, когда приходится самостоятельно готовить пиленый шпон, как уже говорилось, изготавливают специальное приспособление, для пиления конкретного куска дерева или капа. Пила в этом случае берется тонкая, толщиной 0,2—0,3 мм, ширина ее от 40 до 60 мм. Зуб полотна не выше 5 мм с односторонней заточкой на всей режущей части пилы, разводки пилы в этом случае не требуется. Отметим, что затачивают пилу только с одной стороны — справа, левой же стороной пила прижимается к стволу дерева. Деревянная тонкая пластика, отгибает вправо, не зажимает полотна.

    Выполняя восстановление старой мебели, проявляют особую осторожность при снятии шпона, изготовленного из свилеватой древесины с наплывами – такой материал легко растрескивается. Перед тем, как приклеить ранее снятую облицовку, с нее, а также с основы, удаляются остатки старого клея, для этого используется теплая вода и губка. Все дефекты основы, такие, как вмятины, заколы, трещины и т.д., должны быть заделаны с помощью вставок из древесины или шпатлевки, состоящей из древесного толченого угля и мездрового или костного клея.

    Ремонт выбоин

    Если шпон имеет небольшое по размеру повреждение или вмятину, можно отреставрировать его без замены. Процесс включает следующие шаги:

    1. В столярном магазине подберите мастику подходящего цвета. Подойдёт и строительный воск.
    2. Распределите состав по поверхности, втирая максимальное количество материала в повреждённый участок.
    3. Мягкой тряпкой без ворса обработайте поверхность после реставрации, удалив остатки мастики. Для большего качества повторите всю операцию через 2–3 часа.

    Удаление шпона

    Итак, как очистить шпон, когда он будет ослаблен? Для этого вам потребуются перчатки, защитные очки и долото. При помощи долота необходимо как можно осторожнее начать удалять покрытие, стараясь при этом не поцарапать мебель. Когда шпон начнет отслаиваться, просто потяните за его конец и снимите с поверхности. Если в каком-либо месте он не полностью отклеится от мебели, то аккуратно, легкими и небольшими движениями снимите приклеенную часть.

    Как очистить шпон в трудных местах, где клей совсем не отсох? Для этого нагрейте утюг, и через влажную ткань прогрейте участок в течение двух минут. После этого шпон должен легко сняться. Стоит отметить, что утюг после этого будет непригоден к использованию, поэтому лучше всего купить в магазине дешевую модель, которую потом будет не жалко выбросить.

    Восстанавливаем полировку

    Восстановление слоя лака — дело сложное. Любая реставрация мебели начинается с очищения и обезжиривания и ремонт лакового покрытия тоже. Используем моющее средство для посуды, разведенное в воде: безопасно и надежно. После высыхания приступаем к обновлению полировки.

    • На темной мебели царапину можно закрасить йодом, добиваясь нужного цвета количеством слоев или разведя его водой. Если есть мебельные маркеры, можно использовать их.
    • Глубокие царапины, которые побелели, так не закрасишь. Есть другие методы:
      • Сделать мастику из 4 частей растопленного воска и 3 частей скипидара. Эту пасту наносят на полировку и мягкой тканью натирают.
      • Если есть крем для обуви подходящего цвета, можно замазать им, а потом отполировать все тканью.

    Царапины закрашиваются, потом восстанавливается покрытие

    • Пятна неизвестного или известного происхождения удаляются чистым бензином. Мягкую тряпку смачивают и трут. Для особо трудных случаев может понадобится многократная обработка, но рано или поздно любые пятна выводятся. Затем мягкой ветошью все полируется до блеска. Восстановить его поможет смесь льняного масла с денатурированным спиртом.
    • Если пятна остались от горячего — белые круги от чашек или других предметов, их протирают спиртом. Повторять тоже можно несколько раз. После того, как пятно исчезло, поверхность обновляют смесью льняного масла и денатурированного спирта.
    • Особо глубокие пятна от горячего легче вывести с помощью смеси олифы и спирта. Этим составом намазывают пятно до полного исчезновения. Потом протирают спиртом и полируют ветошью.

    Просто освежить поблекшую полировку на мебели можно приготовленными своими руками смесями:

    • По две части льняного масла и скипидара и часть уксуса. Все смешивают, наносят тампоном, ждут пока впитается и полируют.
    • Смешать в равных частях масло и пиво и этим составом протереть мебель. После того как впиталась натереть.
    • Более блестящей поверхность будет, если пиво вскипятить с куском воска, остудить и слегка теплой нанести на мебель. Когда состав впитается, поверхность натирают до блеска.

    Еще несколько рецептов в видео.

    Как удалить полировку с мебели

    Достаточно часто приходится полировку снимать: не самая модная это отделка. Современная мебель чаще всего красится укрывистыми или тонирующими красками, причем поверхность — матовая. В любом случае нужно удалять полировку. Способов несколько. Так как лаки бывают разными по составу, подбирать приходится опытным путем. Но один из методов должен сработать.

    • Снять старую полировку с мебели можно механически. Если есть шлифмашинка — процесс пойдет быстрее, если нет, берете наждачную бумагу с крупным зерном и счищаете слой лака до появления древесины. Затем берете мелкое зерно и шлифуете до ровной поверхности. Механическое удаление срабатывает далеко не всегда. Иногда даже шлифмашинка не дает результата: полировка не счищается, а начинает плавиться и вонять. Тогда тактику меняют.
    • Понадобится кусок старого стекла. Надеваете перчатки и разбиваете его на несколько фрагментов. Острыми гранями, которые образовались, счищаете покрытие до древесины. Если есть фаски и углубления, в них удобно выскребать острыми краями. После того как основной слой полировки удален, наждачкой с мелким зерном все доводят до гладкого состояния.

    Часто реставрация мебели своими руками требует жеских мер: некоторые виды полировки можно только соскоблить стеклом

    • Если работа со стеклом вас не прельщает, остаются химические методы. Есть готовые средства для удаления полировки. Работать с ними можно или на открытом воздухе или на сквозняке: испарения вредны. Как удалять полировку — нужно читать на упаковке. Средства бывают разными и длительность и порядок обработки может меняться.

    Как покрасить полированную мебель

    Если старая мебель готовилась под покраску, ее нужно очистить от пыли, протереть влажной тряпкой и дать высохнуть. После выровнять все шпаклевкой, сровнять все неровности, дождаться, пока высохнет. Взять наждачную бумагу и снова шкурить сначала средним, потом мелким зерном. Далее наносим слой грунтовки и дожидаемся его высыхания.

    Нанесение лака кистью при восстановлении полировки мебели

    Грунтовку покупают под ту краску, которую собираются использовать, или можно краску развести совместимым растворителем и покрыть вместо грунта. После высыхания можно красить.

    Красить можно валиком или кистью. Обычно необходимо несколько слоев: не старайтесь сразу наносить много краски, так как могут появиться потеки. Лучше нанести несколько тонких слоев. Так поверхность будет ровной и однотонной. Еще одна хитрость: для равномерной окраски слои наносят в разных направлениях — вдоль, потом поперек. Это относится и к нанесению лака.

    С некоторыми видами лака проще работать когда они теплые. Их немного нагревают и потом наносят краскопультом или кистью. При разогреве нужно быть аккуратным: могут вспыхнуть пары.

    По порядку окрашивания: сначала красят внутренние поверхности, края и стыки, затем переходят к наружным. При такой последовательности меньше шансов запачкаться или задеть окрашенную уже поверхность, испортив ее.

    Если лаковое покрытие ровное, без дефектов, а его необходимо закрасить, можно обойтись и без удаления этого слоя. Есть специальные грунты для сложных поверхностей. Промазываете ими поверхность, и после высыхания красите. Они имеют компоненты, которые проникают даже в слой лака. Потому краска будет хорошо наносится и долго держаться. Но у таких грунтов есть минус: они дорого стоят. Зато существенно экономят время.

    Некоторые секреты окраски древесины (в том числе и браширование и окраска в два цвета) есть в статье «Чем покрасить вагонку«. Несколько секретов ровного нанесения акриловой краски смотрите в видео.

    Если восстановление не принесло ожидаемого результата, может нужно изменить внешний вид? Как переделать мебель на новый лад описано тут.

    Этапы реставрационных работ

    Подготовка к реставрации

    Существуют определенные требования к помещению, где будут проходить реставрационные работы. В нем должна быть постоянная температура в диапазоне 18–24 °С и влажность воздуха не выше 75 %. Перед началом работ мебель рекомендуют выдержать в помещении 3–4 дня.

    Перед разборкой важно проанализировать конструкцию предмета, посмотреть, как мастер подгонял детали, формировал узлы сопряжений, чем крепил, каким инструментом работал. Если понять принцип сборки, разбирать изделие будет гораздо легче.

    Для работы с антикварной мебелью понадобится большой спектр инструментов, причем как электрических, так и ручных. Профессиональные реставраторы часто собирают старинные инструменты или делают их копии, чтобы приблизиться к тем условиям, в которых работали старые мастера-краснодеревщики.

    Так выглядит рабочее место реставратора, работающего с антикварной мебелью

    Разборка

    Разбирать мебель начинают с отделения накладных декоративных элементов, замков, снятия обивки. Если обивка ценная, например, гобелен ручной работы, оригинальная вышивка, ее сдают в химчистку и пытаются сохранить. Наполнитель (конский волос, растительное волокно), ремни чаще всего меняют, пружины ремонтируют.

    Далее переходят к разборке предмета на отдельные элементы. Перед этим все сложные узлы рекомендуют сфотографировать, особенно если есть несколько похожих соединений. Все мелкие детали нумеруют, чтобы не перепутать при сборке. Если какой-то кусочек откололся, его тут же фиксируют скотчем, чтобы не потерялся.

    Антикварная мебель чаще всего собрана на шипы, которые от времени рассыхаются, расшатываются, и в местах соединения появляются щели. Чтобы разобрать такой узел, сначала нужно размягчить старый столярный клей. Это делают с помощью спирта, который заливают в щели. Выждав время, детали аккуратно разъединяют.

    Соединения на гвоздях разбирают с помощью плоскогубцев и длинногубцев, стараясь не повредить древесину. Обойные гвоздики вынимают, ухватив за стержень и потянув от себя.

    Так выглядит антикварное кресло в разобранном виде

    Очистка и смывка лакокрасочного покрытия

    От пыли изделие очищают с помощью мягкой щетки и влажной салфетки. Въевшуюся грязь убирают жидким моющим средством для посуды.

    Далее удаляют старое лакокрасочное покрытие. Для этого используют специальные смывки, которые растворяют и размягчают лак. Смывку обильно наносят на поверхность, а когда лак разбухнет, аккуратно снимают его шпателем, нетканым абразивом, щеткой. Работать нужно аккуратно, чтобы не оставить следов и засечек на древесине.

    Когда лак и тонировка сойдут, начнут проявляться все дефекты дерева. Теперь можно переходить к следующему этапу реставрации.

    Старое покрытие смывают до натуральной древесины

    Ремонт поврежденных частей и укрепление древесины

    Рассмотрим, какие дефекты древесины бывают и как их можно устранить.

    • Следы от гвоздей, трещины, сколы в местах сборки и обивки заполняют кусочками дерева, спичками, посаженными на клей и/или шпатлевкой из древесной пыли и влагостойкого клея ПВА Д4. Этот состав хорошо укрепляет древесину.
    • Трещины и выбоины можно также залить реставрационным воском, но он не армирует материал, а лишь маскирует дефект, поэтому такой способ чаще используют на лицевой части предмета.
    • Отколовшиеся детали восполняют заделкой из массива той же породы. Ее вырезают точно по размеру, сажают на клей, а после высыхания оставшиеся трещинки заполняют пылью красного дерева и аккуратно заливают молекулярным клеем. Этот же способ подойдет для заделки трещин и выбоин на шпоне.
    • Следы насекомых и сгнившие части удаляют стамеской, древесину пропитывают биоцидным составом и восстанавливают с помощью жидкого дерева.
    • Для восстановления утраченного шпона рекомендуют использовать старый материал (в реставрационных мастерских обычно такие запасы есть). Если старого шпона нет, подбирают новый, максимально похожий по рисунку, текстуре, плотности и толщине. Тонкий шпон можно наклеить в два слоя.

    Восстановленные участки циклюют и проходятся по ним абразивной шкуркой с мелким зерном.

    Пример повреждения древесины и шпона на антикварном столе

    Мелкие дефекты, точки, пятнышки на антикварной мебели можно и нужно оставлять. Не стремитесь доводить все детали до идеального состояния, иначе предмет потеряет свой шарм и будет выглядеть как новодельный. Работая со старинными предметами, важно стремиться к сохранению их аутентичности.

    Сборка предмета

    Когда все детали отремонтированы, предмет собирают. Сначала делают это без клея, чтобы подогнать соединения и вывести геометрию. Если старые шипы и шканты сохранились, используют для сборки их. Сломанный крепеж заменяют новым.

    Следующий шаг – сборка на клей. В музейной реставрации для этих целей используют только деревянный крепеж и столярный клей, в коммерческой допустимо пользоваться современными материалами, например клеем ПВА Д4, черными металлическими саморезами по дереву. После склейки все соединения закрепляют с помощью струбцин и оставляют в таком виде минимум на сутки.

    Собранное и высохшее изделие еще раз осматривают, зачищают, шлифуют и готовят к финишной отделке.

    Сборка стула после восстановления деталей

    Тонировка, лакирование, вощение, полировка поверхностей

    Финишная обработка поверхности зависит от первоначальной отделки и того, что хотят получить на выходе. Иногда, чтобы скрыть дефекты, дерево тонируют в более темные тона. В коммерческой реставрации вместо шеллачной политуры обычно применяют современные лаки.

    Перед нанесением финишного покрытия поверхность тщательно очищают от пыли, обезжиривают скипидаром, иногда грунтуют. Для отделки используют следующие материалы:

    • шеллачную политуру – особый лак с консистенцией воды, который наносят в 40–60 слоев; красиво подчеркивает древесную текстуру и глубину цвета;
    • нитроцеллюлозный лак – наносят с помощью распылителя с большой скоростью; поверхность получается идеально гладкая, блестящая;
    • пентафталевый лак – бывает бесцветный и пигментированный; при нанесении кисточкой получается глянцевая поверхность, тампоном – матовая;
    • восковую мастику – из нее делают шарик и катают по реставрируемой поверхности, затем втирают воск в дерево мягкой тканью и полируют;
    • краску – поверхность сначала обрабатывают скипидаром, грунтуют, затем наносят красочный слой.

    Антикварный стол, подготовленный к лакировке

    Восстановление и монтаж декоративных элементов, обивка

    В антикварной мебели в качестве декоративных украшений часто используют бронзовые и позолоченные накладки. Перед разборкой их снимают, моют в теплой воде с мылом, восстанавливают патину. После сборки и отделки украшения возвращают на место.

    На диванах, стульях, креслах в последнюю очередь восстанавливают мягкую обивку. Этим занимаются специальные мастера-обойщики.

    Восстановление наполнителя и обивки антикварного стула

    Если вы обладаете нужными знаниями и умеете работать с древесиной, тканями, антикварную мебель можно отреставрировать самостоятельно. Но если нужных навыков нет, лучше обратиться к специалисту. Старинные предметы мебели слишком ценные и хрупкие, и не хотелось бы их испортить неумелым вмешательством.

    Читать еще:  Пилястра что это такое в мебели?
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector