Rif27.ru

Дизайн и интерьер
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

МДФ или фанера для сабвуфера

Материалы корпусов акустических систем

Современная акустическая система (АС) — неотъемлемый атрибут целого ряда аудиотехники. Предназначение акустических систем заключается в преобразовании электрического импульса в звуковой сигнал. И на всем протяжении развития АС стремление создателей было направлено на уменьшение искажений и получения как можно более качественного звучания.

Именно это породило два основных вида АС, которые различаются соединением с усилителем. Если усилитель непосредственно встроен в систему, то такая акустическая система называется активная, если же усилитель внешний, то пассивная. Кроме того, различают потолочные и напольные системы с разными габаритами. Ценовой спектр АС состоит из бюджетных вариаций, Hi-Fi и Hi-End классов.

Но если на заре своего развития акустические системы обычные рупорные громкоговорители вообще не имели корпуса, то с появлением бумажных диффузоров подход к созданию качественных АС изменился.

МДФ или фанера в полку под free air

#1 OFFLINE nicotin

    • Откуда: Санкт-Петербург
  • житель Блюза
  • 360 сообщений
  • Регистрация: 10.11.2011
  • Что предпочтительно для усиления полки под две 10ки во free air — МДФ или фанера (при одинаковой толщине (20 мм))

    Есть мнение что рекомендуется МДФ, так как он «глухой» и бас от драйверов получается четкий, а фанера сама звенит на всех гармониках, драйвер ба-бахнет и пошел звон. а в плане влагозащищенности- МДФ и пропитать можно чем хочешь. Хотя я считаю что фанера предпочтительней и уже сделал заготовку из нее. В принципе переделать не долго.
    http://radikal.ru/F/. 315a70.jpg.html
    http://radikal.ru/F/. ce659a.jpg.html
    http://radikal.ru/F/. b592f6.jpg.html
    http://radikal.ru/F/. 25bd7c.jpg.html
    http://radikal.ru/F/. 28780e.jpg.html
    Пустоты между металлом и полкой заполню Макрофлексом про

    • Наверх

    #2 OFFLINE kentara

    • Откуда: Санкт-Петербург
  • житель Блюза
  • 1 сообщений
  • Регистрация: 23.08.2011
    • Наверх

    #3 OFFLINE smol

    • Откуда: Хакасия 19 RUS
  • житель Блюза
  • 573 сообщений
  • Регистрация: 21.10.2008
  • -> Denon DCT-A1 + Машина В от Sova -> EOS Amadeus 21

    -> Audison 5.1 k + ScanSpeak 6000 + 10F/4424

    -> Audison 5.1 k + Focal 6KRX3

    -> Audison 5.1 k + JL 10W3v3-4

    Построил!

    • Наверх

    #4 OFFLINE SENATOR

    • Откуда: Ты почему опять здесь?
  • житель Блюза
  • 1 181 сообщений
  • Регистрация: 23.12.2009
    • Наверх

    #5 ONLINE ShamgA

    • Откуда: Тольятти
  • житель Блюза
  • 544 сообщений
  • Регистрация: 12.11.2010
    • Наверх

    #6 OFFLINE nicotin

    • Откуда: Санкт-Петербург
  • житель Блюза
  • 360 сообщений
  • Регистрация: 10.11.2011
  • Лень искать (я думаю это несложно при желании), в свое время озадачивался этим вопросом. Обнаружилось, что модули упругости, юнга,коэф. жесткости для фанеры, МДФ и ДСП для разных видов (фанеры или ДСП) различаются меньше, чем усредненные для разных материалов.
    (Като путанно получилось ) В общем так: разные виды МДФ по физическим свойствам будут иметь такой разброс параметров, в который укладывается и усредненная фанера и усредненная ДСП.

    • Наверх

    #7 OFFLINE Свинтус

    • Откуда: Москва
  • житель Блюза
  • 714 сообщений
  • Регистрация: 15.01.2009
  • Что предпочтительно для усиления полки под две 10ки во free air — МДФ или фанера (при одинаковой толщине (20 мм))

    Есть мнение что рекомендуется МДФ, так как он «глухой» и бас от драйверов получается четкий, а фанера сама звенит на всех гармониках, драйвер ба-бахнет и пошел звон. а в плане влагозащищенности- МДФ и пропитать можно чем хочешь. Хотя я считаю что фанера предпочтительней и уже сделал заготовку из нее. В принципе переделать не долго.
    http://radikal.ru/F/. 315a70.jpg.html
    http://radikal.ru/F/. ce659a.jpg.html
    http://radikal.ru/F/. b592f6.jpg.html
    http://radikal.ru/F/. 25bd7c.jpg.html
    http://radikal.ru/F/. 28780e.jpg.html
    Пустоты между металлом и полкой заполню Макрофлексом про

    • Наверх

    #8 OFFLINE K&K

    • Откуда: Волгоград
  • житель Блюза
  • 555 сообщений
  • Регистрация: 06.07.2008
  • Выходит — что есть под рукой из того и делаем? Не хотелось бы из-за такого пустяка как материал под полку ее потом отдирать и переделывать все таки.

    • Наверх

    #9 OFFLINE saniaoav

    • Откуда: saint-petersburg
  • житель Блюза
  • 1 394 сообщений
  • Регистрация: 06.01.2007
    • Наверх

    #10 OFFLINE Slevin_Kelevra

    • Откуда: Краснодар,Россия
  • житель Блюза
  • 1 359 сообщений
  • Регистрация: 14.05.2010
  • Что предпочтительно для усиления полки под две 10ки во free air — МДФ или фанера (при одинаковой толщине (20 мм))

    Есть мнение что рекомендуется МДФ, так как он «глухой» и бас от драйверов получается четкий, а фанера сама звенит на всех гармониках, драйвер ба-бахнет и пошел звон. а в плане влагозащищенности- МДФ и пропитать можно чем хочешь. Хотя я считаю что фанера предпочтительней и уже сделал заготовку из нее. В принципе переделать не долго.
    http://radikal.ru/F/. 315a70.jpg.html
    http://radikal.ru/F/. ce659a.jpg.html
    http://radikal.ru/F/. b592f6.jpg.html
    http://radikal.ru/F/. 25bd7c.jpg.html
    http://radikal.ru/F/. 28780e.jpg.html
    Пустоты между металлом и полкой заполню Макрофлексом про

    • Наверх

    #11 OFFLINE nicotin

    • Откуда: Санкт-Петербург
  • житель Блюза
  • 360 сообщений
  • Регистрация: 10.11.2011
    • Наверх

    #12 OFFLINE Slevin_Kelevra

    • Откуда: Краснодар,Россия
  • житель Блюза
  • 1 359 сообщений
  • Регистрация: 14.05.2010
  • наверно 15-20 мм еще добавлю для толщины и оставлю фанеру как основу, насчет пены надо думать,
    со стеклотканью нет возможности работать

    Стекло ткань

    Стеклоткань используют для изготовления сабвуферов стелс либо для придания нестандартных форм частям корпуса. Тканью обкладывают форму, пропитывая полиэфирной смолой. С помощью такого материала достаточно сложно набрать нужную толщину, по этому нужно использовать дополнительные ребра жесткости. В целом изготовление такого корпуса — процесс трудоемкий, но результат в эстетическом плане того стоит.

    Часто звучит вопрос: «Есть смысл переделывать заводской корпус для сабвуфера?». Если переделать заводской корпус бюджетного саба — улучшение будет и это будет слышно. Но, так как динамик скорее всего плохенький, то он и ограничит степень улучшения.

    Для качественного сабвуфера — выбирайте подходящий материал. Удачи в построениях!

    Читать еще:

    Жмите на кнопку чтобы поделиться материалом:

    Нажмите кнопку, чтобы поделиться материалом:

    Изготовление

    Короб для сабвуфера сделать

    • Первым делом надо будет определить размеры и форму будущего ящика. Полезно будет найти подходящий чертеж корпуса;

    Из чего делать короб для сабвуфера

    • Определяем материал, из которого будем собирать ящик. Как и говорилось выше, лучшим материалом считается корабельная фанера. Если ее найти не удалось, то используем МДФ или многослойную фанеру.

    Примечание. Выбирая фанеру, главное – обратить внимание на ее толщину. Старайтесь подбирать толстую фанеру, ведь от этого будет зависеть жесткость всей конструкции, что в итоге скажется обязательно на звучании.
    Так, оптимальной толщиной для ящика сабвуфера считается размер в 18 мм. Это вполне разумно: не надо будет тратить большие деньги (чем толще фанера, тем она дороже) и качество останется на уровне. С другой стороны, каждый решает сам и порой, вес самодельного ящика может достигать 50 с лишним килограммов.

    • Резать фанеру не обязательно в собственном гараже. Сделать это можно прямо в магазине, если попросить продавца соблюдать соответствующие размеры. Во многих магазинах резка осуществляется совершенно бесплатно;
    • Подготавливаем необходимые материалы: клей, желательно ПВА, кисточки, саморезы или мебельные шурупы, жидкие гвозди и многое другое.

    Примечание. Не забываем купить кусок карпета, которым оклеим ящик на последней стадии изготовления.

    Строим корпус

    Первым делом приступаем к изготовлению корпуса ящика.
    Начали:

    • Лицевую часть ящика, там где будет фиксироваться головка, желательно сделать двойной. Просто ставим здесь два листа фанеры и все.
      Если толщина листа фанеры выбрана под 18 мм, то в данной части толщина должна составлять все 36 мм, что обеспечит большую жесткость. Это очень важно, ведь именно на эту часть ящика оказывается наибольшее воздействие.

    Примечание. Можно поступить и иначе. В первом листе делается отверстие обычного размера, а во втором листе, оказывающемся снаружи – отверстие большего размера. Таким образом, головка саба будет как бы утоплена в корпусе, что положительно сказывается не только на технических возможностях, но и на эстетических составляющих.

    • Склеиваем листы фанеры друг с другом, а затем фиксируем саморезами. Важно не пропускать саморезы, а крепить их на каждый 1 см2 площади стенки.

    Примечание. Другими словами, желательно закручивать саморезы через каждые 3-5 см.

    • Стенки корпуса ящика соединяем уже не саморезами, а специальными мебельными шурупами. Для этого вооружаемся дрелью и сверлим отверстия под шурупы. Затем в сделанное отверстие капаем клей и закручиваем шуруп. В отличие от саморезов, шурупы дадут лучшую фиксацию.

    Примечание. Со временем мебельные шурупы не разбалтываются, даже от постоянных трясок и колебаний.

    • Рейка треугольной формы проклеивается во внутренние углы ящика, если надо увеличить жесткость конструкции. Можно даже растяжки установить внутри, что предотвратит деформацию корпуса.
      Такое рекомендуют делать только для больших динамиков(см.Как выбрать динамики для автомагнитолы своими силами) с запредельной мощностью, так как для средних и малых данный монтаж не имеет смысла.
    Читать еще:  В чем разница между ЛДСП и МДФ?

    Защищаем и дорабатываем корпус

    • Специальный лак, нанесенный на поверхности, поможет защитить фанеру от влаги;
    • Внутри корпуса проклеиваем вибро-изоляционный материал. Он не только защитит корпус, но и значительно увеличит жесткость всей конструкции;
    • Некоторые знатоки рекомендуют защитить корпус сабвуфера вибро-изоляционным материалом и снаружи. Это даст возможность получения приятного и качественного баса;
    • Проклеиваем все стыки и соединения, особое внимание уделяя месту, откуда выходят провода.

    Примечание. Считается, что закрытый тип ящика для сабвуфера вообще не должен иметь никаких отверстий. И некоторые эксперты даже рекомендуют проверить герметичность ящика путем заливания внутрь воды. Но это уже перебор и вряд ли такое делать нужно.

    • Если звук, издаваемый сабвуфером, не устраивает, к примеру, он слишком жесткий, рекомендуем поставить внутрь ящика обычную вату или синтепон.

    Какой сделать короб для сабвуфера

    На этом процесс изготовления ящика для сабвуфера своими руками можно назвать законченным. Инструкцию ни в коем случае нельзя игнорировать.
    Немаловажное значение имеют видео обзоры и фото – материалы, которым также надо уделить внимание(см.Как обтянуть карпетом сабвуфер: делаем своими силами). Таким образом, цена на корпус для сабвуфера будет самой минимальной, так как надо будет потратиться только на расходные материалы.

    Изготовление корпусов колонок: Обзор материалов

    Раньше колонки представляли собой обыкновенные рупорные громкоговорители и не имели корпуса как такового. Все изменилось, когда в 20-х годах XX века появились динамики с бумажными диффузорами.

    Производители начали изготавливать крупные корпуса, которые вмещали в себя всю электронику. Однако вплоть до 50-х годов многие производители аудиоаппаратуры не закрывали корпуса колонок полностью – задняя часть оставалось открытой. Это было связано с необходимостью охлаждения электронных компонентов того времени (ламповое оборудование).

    Задача корпуса колонок – контроль акустической среды и удержание динамиков и других компонентов системы. Уже тогда было замечено, что корпус способен оказывать серьезное влияние на звучание громкоговорителя. Поскольку передняя и задняя части динамика излучают звук с разными фазами, то возникала усиливающая или ослабляющая интерференция, что приводило к ухудшению звука и появлению эффекта гребенчатой фильтрации.

    В связи с этим начались поиски способов улучшения качества звучания. Для этого многие стали исследовать естественные акустические свойства различных материалов, пригодных для изготовления корпусов.

    Волны, отраженные от внутренней поверхности стенок корпуса колонок, накладываются на основной сигнал и создают искажения, интенсивность которых зависит от плотности используемых материалов. В связи с этим часто оказывается, что корпус стоит гораздо дороже компонентов, заключенных в нем.

    При производстве корпусов на крупных фабриках, все решения касательно выбора формы и толщины материалов принимаются на основании расчетов и тестов, однако Юрий Фомин, звукоинженер и инженер-конструктор акустических систем, чьи разработки лежат в основе мультимедийных систем под брендами Defender, Jetbalance и Arslab, не исключает, что даже в отсутствие специальных музыкальных знаний и большого опыта работы в аудиоиндустрии можно сделать что-то, близкое по характеристикам к «серьезному» Hi-Fi.

    «Надо брать готовые разработки, которыми инженеры делятся в сети, и повторять их. Это 90% успеха», – отмечает Юрий Фомин.

    При создании корпуса акустической системы следует помнить, что, в идеале, звук должен поступать только из динамиков и специальных технологических отверстий в корпусе (фазоинвертор, трансмиссионная линия) – нужно позаботиться, чтобы он не проникал через стенки колонок. Для этого рекомендуется выполнять их из плотных материалов с высоким уровнем внутреннего звукопоглощения. Вот несколько примеров того, из чего можно собрать корпус для динамиков.

    Древесно-стружечная плита (ДСП)

    Это доски, сделанные из спрессованной древесной стружки и клея. Материал обладает гладкой поверхностью и неплотной рыхлой сердцевиной. ДСП хорошо гасит вибрации, однако пропускает через себя звук. Плиты легко скрепляются клеем для дерева или монтажным клеем, однако их края имеют тенденцию крошиться, что немного усложняет работу с материалом. Также он боится влаги – при нарушении производственных процессов легко её впитывает и разбухает.

    В магазинах продают доски разной толщины: 10, 12, 16, 19, 22 мм и так далее. Для небольших корпусов (объемом меньше 10 литров) подойдет ДСП толщиной 16 мм, а для корпусов большего размера следует выбрать доски толщиной 19 мм. ДСП можно облицовывать: обклеивать пленкой или тканью, шпаклевать и красить.

    Древесно-стружечная плита используется при создании акустической системы Denon DN-304S (на фото выше). Производитель выбрал ДСП потому, что этот материал является акустически инертным: колонки не резонируют и не окрашивают звук даже при высокой громкости.

    Облицованная ДСП

    Это ДСП, облицованная декоративными пластиками или шпоном с одной или с двух сторон. Плиты с деревянной облицовкой скрепляются обычным клеем для дерева, однако для ДСП, облицованной пластиком, придется покупать специальный клей. Для обработки срезов доски можно воспользоваться кромочной лентой.

    Читать еще:  Монтаж арки из МДФ своими руками

    Столярная плита

    Популярный строительный материал из реек, брусков или других наполнителей, которые оклеены с двух сторон шпоном или фанерой. Плюсы столярной плиты: относительно малый вес и простота обработки краев.

    Ориентированно-стружечная плита (ОСП)

    ОСП – это доски, спрессованные из нескольких слоев тонкой фанеры и клея, узор на поверхности которых напоминает мозаику желтого и коричневого цветов. Сама поверхность материала неровная, но ее можно отшлифовать и покрыть лаком, поскольку текстура дерева придает этому материалу необычный вид. Такая плита обладает высоким коэффициентом звукопоглощения и устойчива к вибрациям.

    Также стоит отметить, что благодаря своим свойствам ОСП используется для формирования акустических экранов. Экраны необходимы для создания комнат прослушивания, где пользователи могут оценить звучание акустических систем в практически идеальных условиях. Полосы из ОСП крепятся на определенном расстоянии друг от друга, образуя тем самым панель Шредера. Суть решения заключается в том, что закрепленная в определенных точках полоса под воздействием акустической волны расчетной длины начинает излучать в противофазе и гасит ее.

    Древесноволокнистая плита средней плотности (МДФ)

    Сделанный из древесной стружки и клея, этот материал более гладкий, чем ОСП. Благодаря своей структуре МДФ хорошо подходит для изготовления дизайнерских корпусов, поскольку легко поддается распилу, – это упрощает стыковку деталей, скрепляемых между собой при помощи монтажного клея.

    МДФ можно облицовывать, шпаклевать и красить. Толщина плит варьируется от 10 до 22 мм: для корпусов колонок объемом до 3 литров будет достаточно доски толщиной 10 мм, до 10 литров – 16 мм. Для больших корпусов лучше выбрать 19 мм.

    Если при выборе материала для изготовления корпусов акустических систем отбросить в сторону звуковые аспекты, то останутся три определяющих параметра: низкая стоимость, простота обработки, простота склеивания. МДФ как раз обладает всеми тремя. Именно невысокая стоимость и «податливость» МДФ делают его одним из самых популярных материалов для изготовления колонок.

    Пример использования МДФ – полочная акустика Arslab Classic 1 SE, стенки корпуса которой изготовлены из толстых древесноволокнистых плит, препятствующих возникновению вибраций и окрашиванию звука.

    Фанера

    Этот материал сделан из спрессованного и склеенного тонкого шпона (около 1 мм). Для повышения прочности фанеры слои шпона накладываются так, чтобы волокна древесины были направлены перпендикулярно волокнам предыдущего листа. Фанера – лучший материал для подавления вибраций и удержания звука внутри корпуса. Склеить фанерные доски между собой можно обычным клеем по дереву.

    Шлифовать фанеру сложнее, чем МДФ, поэтому выпиливать детали нужно как можно точнее. Среди достоинств фанеры стоит выделить её легкость. По этой причине из неё часто делают кейсы для музыкальных инструментов, ведь достаточно обидно отменять концерт из-за того, что музыкант надорвал спину.

    Именно этот материал применяется компанией Penaudio для производства напольной акустики – она использует латвийскую фанеру, которая изготавливается из березы. Многим нравится то, как выглядит обработанная березовая фанера, особенно после покрытия лаком, – это придает корпусу уникальности. Этим и пользуется компания: поперечные слои фанеры стали своеобразной «визитной карточкой» Penaudio.

    Камень

    Чаще всего используются мрамор, гранит и сланец. Сланец – самый подходящий материал для изготовления корпусов: с ним достаточно просто работать из-за его структуры, и он эффективно поглощает вибрации. Главный недостаток – необходимы специальные инструменты и навыки обработки камня. Чтобы как-то упростить работу, возможно, имеет смысл изготовить из камня только переднюю панель.

    Стоит отметить, что для установки колонок из камня на полку, вам может понадобиться мини-кран, да и сами полки должны быть достаточно прочными: вес каменной аудиоколонки достигает 54 кг (для сравнения, колонка из ОСП весит около 6 килограмм). Такие корпусы серьезно улучшают качество звука, но их стоимость может оказаться «неподъемной».

    Колонки из цельного куска камня делают ребята из компании Audiomasons. Корпусы вырезаются из известняка и весят порядка 18 килограмм. По заявлениям разработчиков, звучание их продукта придется по вкусу даже самым искушенным меломанам.

    Оргстекло/стекло

    Можно сделать корпус для динамиков из прозрачного материала – это действительно круто, когда видно «внутренности» колонки. Только здесь важно помнить, что без должной изоляции звук будет ужасным. С другой стороны, если вы добавите слой звукопоглощающего материала, прозрачный корпус перестанет быть прозрачным.

    Неплохим примером акустической hi-end-аппаратуры из стекла может служить Crystal Cable Arabesque. Корпуса техники Crystal Cable изготавливаются в Германии из полос стекла толщиной 19 мм со шлифованными гранями. Детали скрепляются между собой невидимым клеем в вакуумной установке, дабы избежать появления пузырьков воздуха.

    На выставке CES-2010, проходившей в Лас-Вегасе, обновлённые Arabesque завоевали все три награды в области Инноваций. «До сих пор ни одному производителю техники не удавалось добиться настоящего hi-end-звучания от акустики, изготовленной из такого сложного материала. – писали критики. – Компания Crystal Cable доказала, что это возможно».

    Клееная древесина/дерево

    Из дерева получаются хорошие корпуса, однако здесь нужно учитывать важный момент: дерево имеет свойство «дышать», то есть оно расширяется, если воздух влажный, и сжимается, если воздух сухой.

    Так как деревянный брусок проклеивается со всех сторон, в нем создается напряжение, что может привести к растрескиванию древесины. В этом случае корпус потеряет свои акустические свойства.

    Металл

    Чаще всего для этих целей используется алюминий, точнее – его сплавы. Они легкие и жесткие. По мнению ряда специалистов, алюминий позволяет уменьшить резонанс и улучшить передачу высоких частот звукового спектра. Все эти качества способствуют росту интереса к алюминию со стороны фирм-производителей аудиоаппаратуры, и его используют для изготовления всепогодных акустических систем.

    Существует мнение, что изготовление цельнометаллического корпуса – не самая хорошая идея. Однако стоит попробовать сделать из алюминия верхние и нижние панели, а также перегородки жесткости.

    Готовлюсь к самостоятельному изготовлению ящика под саб. Занимаюсь этим в первый раз, поэтому опыта пока что нету )
    Делать буду закрытый ящик. С расчетом ящика вроде разобрался, с объемом определился. Но поиск на просторах интернета не дал однозначного ответа-из какого материала лучше собирать ящик? В разных источниках все написано абсолютно по разному.

    Так все же, что лучше: фанера, МДФ, ДСП?

    Самый лучший материал — корабельная ламинированная фанера,найти можно на стройках где монолиты льют — из неё опалубку делают,она влагоустойчивая и очень жесткая,можно по строительным поискать но дорогая она относительно.Один из сабов из неё делал ,выглядит примерно вот так

    МДФ потолще и все. На крайняк в 2 слоя ДСП, между слоями вибру проложить и саморезов побольше. Я делал из 1 слоя ДСП, лицевая в 2 слоя. Ящик ЗЯ на 20 литров. Норм играет

    1. МДФ.
    2. ДСП.
    3. Фанера.
    Для ЗЯ, к тому же небольшого объёма, требования к жёсткости максимальные.

    То есть МДФ все же предпочтительнее? Да, объем небольшой, литров 20.

    Читать еще:  Фасады распашные из МДФ для шкафа купе

    На тему увеличения жесткости: какая конструкция буде жестче, со стенками, скрученными через бруски:

    или с треугольными распорками?

    Или вообще есть смысл скомбинировать и то и другое? ))

    Американцы практически все делают из МДФ, почему-то фанеры у них в работах вообще невстречал. МДФ очень легко обрабатыватся
    Некоторые производители сабов рекомендуют фанеру из русской березы.
    ДСП тоже отличный материал для саба, только подвержен влаге и может крошится при обработке.
    По мне, так главное здесь не выбор материала, а не пожалеть с толщиной, и на больших площадях ставить распорки.
    Для ЗЯ 20 литров — любой из вышеперечисленных материалов, толщиной не меньше 18 мм. Но лучше — больше. И двойная стенка, где установлен динамик.

    Последний раз редактировалось Стерео_тип; 11.03.2012 в 11:02 .

    На тему увеличения жесткости: какая конструкция буде жестче, со стенками, скрученными через бруски:

    или с треугольными распорками?

    Или вообще есть смысл скомбинировать и то и другое? ))

    С треугольными распорками, т.к. они будут препятствовать «раздутию» ящика.

    Корпус для сабвуфера. Формы и материалы

    Материалы для корпуса сабвуфера

    Многослойная фанера. Существует большое количество сортов фанеры, многие из которых не приемлемы для конструирования корпуса акустической системы. Обычная фанера недостаточно плотная и будет давать искажения звука. Многослойная фанера является отличным материалом для постройки небольших корпусных систем. Данная фанера достаточно плотная и легче ДСП и MDF. С ней легко работать, вкручивать шурупы, не опасаясь расслаивания.

    Недостаток фанеры заключается в том, что большие корпуса из нее начинают звенеть. Для этого, при изготовлении корпуса для мощных сабвуферов используют фанеру толщиной не менее 18 мм, иногда стенки ящика состоят из двойного слоя фанеры. А чтобы окончательно избавиться от резонансов, внутри корпуса устанавливают растяжки и усилители.

    Более подробно про постройку корпуса из многослойной фанеры в статье: как сделать корпус для сабвуфера своими руками.

    Древесностружечная плита. В продаже имеются плиты нескольких сортов, но для корпусов рекомендуется ДСП самой большой плотности. Хотя высокоплотные разновидности весят больше, с ними легче работать и они лучше звучат. Высокоплотная ДСП толщиной 16 мм является, возможно, самым лучшим выбором для более мощной низкочастотной акустической системы, поскольку у нее самая высокая плотность и слабые резонансные качества.

    Недостаток этого материала заключается в том, что он легко впитывает влагу и с трудом режется пилой. Корпуса из ДСП следует окрашивать, чтобы предотвратить разбухание из-за влаги.

    Типы корпусов сабвуферов

    Герметичные корпусы (закрытый ящик). Пожалуй, наиболее распространенной формой корпуса на сегодняшний день является герметичный корпус. Ему отдают предпочтение по причине относительной простоты разработки и конструирования.

    Герметичный корпус — это корпус, который полностью изолирует внутреннее воздушное пространство сабвуфера от внешнего. Воздух внутри короба поддерживает мембрану динамика и работает как дополнительная подвеска для нее. Это позволяет динамику выдерживать большую мощность.

    Диапазон излучаемых частот сабвуфера зависит от объема корпуса. Если объем короба меньше оптимального, то внутри короба давление увеличится, что приведет к срезанию некоторых частот и усилению других. Вместо чистого глубокого баса сабвуфер выдаст гулкий, ‘проваленный’. Увеличивая объем короба бас улучшается, но опять же до определенного уровня. Главная задача проектирования короба заключается в определении его оптимального объема для выбранного низкочастотного динамика.

    На практике часто случается так, что сначала конструируется короб, исходя из ограничений свободного пространства в багажнике автомобиля, а затем подбирается динамик под внутренний объем этого короба. На далее рисунке изображен график, по которому можно определить приблизительный объем внутреннего пространства корпуса для данного диаметра динамика.

    Фазоинверсные корпусы сабвуферов широко применяются в домашних акустических системах. В настоящее время фазоинверсные или вентилируемые корпуса получили широкое распространение и в автомобильных аудиосистемах. Эта форма корпуса уникальна тем, что фазоинвертор (вентиляционный канал) помогает в воспроизведении наиболее низких частот в слышимом диапазоне. Фазоинвертор фактически становится источником звука, содействующим общему звучанию сабвуферной системы.

    Фазоинверсные системы выдают больше баса при меньшей мощности, чем герметичные. Правильно сконструированный вентиляционный канал даст повышенный выходной сигнал на настроенной частоте. Звук у фазоинверсных сабвуферов чище, но объем их больше, чем у герметичных для одного и того же динамика.

    Недостатком данного типа сабвуферов является возможность появления искажений при воспроизведении частот из диапазона ниже расчетного. Расчеты параметров вентилируемого корпуса более сложные, и даже небольшие погрешности могут не оправдать затраченных усилий и времени. Ошибки при конструировании и настройке фазоинвертора являются причиной того, что акустическая система ‘бубнит’ или же бас ‘размазан’.

    Изобарическая конструкция корпуса представляет собой короб, в котором установлены два идентичных динамика. Эта конструкция основана на идее наличия постоянного давления воздуха между мембранами двух динамиков. В результате два акустически связанных динамика функционируют как один динамик.

    Преимущество этой конструкции состоит в экономии объема короба. Недостатком данной конструкции является то, что при наличии двух звуковых катушек фактически рабочей остается только одна мембрана. Общая отдача изобарического сабвуфера примерно на 3 дБ меньше, чем у остальных сабвуферов при одинаковой входной мощности. Конструктивно пара динамиков располагается внутри корпуса на одной оси, мембрана к мембране, магнит к магниту или магнит к мембране.

    Bandpass корпусы представляют из себя две камеры между которыми монтируется динамик. Одна из камер является герметичной, а вторая камера фазоинверсной.

    Данная конструкция обеспечивает очень качественный низкий бас по сравнению с другим сабвуферами, что делает их очень популярными на рынке автомобильных аудиосистем. Однако акустическая отдача их сравнительно низка. При конструировании bandpass коробов следует учитывать эту зависимость между частотной характеристикой и звуковым давлением, которое развивает корпус. Чем ниже и лучше бас, тем ниже акустическая отдача и мощность сабвуфера. И наоборот, чем мощнее bandpass сабвуфер, тем выше и хуже бас он выдает.

    Недостатком данного типа корпуса является высокая сложность расчетов и относительно большие размеры по сравнению с герметичными или фазоинверсными корпусами.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector