Эксплуатационные свойства кирпича для мощения дорожек
Участок
Клинкерный кирпич был известен в России еще более ста лет назад. Тогда его позаимствовали у немецких строителей и широко использовали для благоустройства дорог и отделки особняков. Потом на долгое время клинкер был забыт, и лишь совсем недавно снова вернул былую популярность. Сейчас он используется для мощения самых разных дорожных покрытий: садовых дорожек, парковых аллей, тротуаров, парковок, торговых площадок и т.д. – ничего лучше просто не существует, как утверждают профессионалы. В статье речь пойдет про укладку тротуарного кирпича.
Содержание:
Что такое тротуарный кирпич
Клинкерный кирпич или брусчатка – это формовые изделия для мощения дорожек, изготовленные на основе тугоплавкой глины и воды. Особый способ обжига придает такому кирпичу очень высокие эксплуатационные характеристики, а кроме того, неповторимый внешний вид. Благодаря различным химическим соединениям можно получить уникальные, пестрящие окрасы кирпича в одной и той же партии, что позволяет создавать эксклюзивные, очень красивые ландшафтные дизайны, неважно для какого участка будут они применяться – на даче, в саду, на летней площадке ресторана или парковочной площади возле офисного здания.
Кирпич тротуарный фото
Главные преимущества тротуарного клинкерного кирпича для дорожного покрытия:
- износостойкость – этот материал устойчив к истиранию, повреждениям, большим нагрузкам;
- морозостойкость – не растрескивается и не деформируется даже при низких температурах и снегопадах;
- долговечность – при соблюдении технологии укладки дорожки и площадки с таким покрытием не изменят своего первоначального вида даже спустя десять лет;
- устойчивость к химикатам;
- нетоксичность.
Еще одно большое преимущество, тротуарный кирпич возможно использовать повторно без потери его свойств и качеств. Его легко демонтировать, если возникает потребность, например, в замене водопроводных или канализационных труб. А затем уложить снова.
Клинкерный кирпич может различаться:
- по размеру – в зависимости от целевого назначения;
- по форме – от классической прямоугольной до фигурной и даже решетчатой;
- по цвету – от стандартного кирпично-красного до синего, желтого, лилового, белого и т.д.;
- по фактуре верхнего слоя – гладкий, матовый, шероховатый, под натуральный камень.
Можно сочетать на одной площади несколько различных размеров, цветов и фактур для создания неповторимого орнамента или рисунка. Какой бы кирпич ни был выбран, вы всегда получите гарантированное качество, долговечность и безупречный внешний вид – при условии, что будет соблюдены все рекомендации по укладке клинкера.
Укладка тротуарного кирпича
Для облегчения и ускорения процесса мощения настоятельно рекомендуется вначале составить эскиз с учетом всех размеров и рисунков. Исходя из этого, высчитывается количество кирпича, которое необходимо будет закупить, и сопутствующих материалов.
Если работы по мощению будут проводиться самостоятельно, понадобятся также следующие инструменты:
- пила по камню;
- уровень или правило;
- рулетка;
- молоток резиновый;
- строительный шнур;
- грабли и лопата;
- колышки из дерева для разметки;
- рабочие рукавицы и защитные очки.
Разметка
- Перед началом работ нужно на площадке, где будет проводиться мощение, выполнить разметку. Для этого следует хорошо очистить грунт от травы, дерна, палой листы и пр. Затем с помощью рулетки, деревянных колышков и нити выполнить разметку в соответствии с чертежом. Если укладка производится только на дорожках, то в качестве боковых ограничителей удобной использовать металлические рейки.
- После этого надо выкопать канавы или яму под фундамент. Ориентироваться следует на уровень, если глубина котлована под фундамент будет везде одинаковой, можно существенно сэкономить время и материалы. Минимальная глубина ямы под фундамент – 20-25 сантиметров.
Подготовка основы дорожного покрытия
- Это один из самых важных этапов кладки. Если неправильно или небрежно подготовить «фундамент» под тротуарный кирпич, покрытие не прослужит долго, особенно если речь идет о местах с большими проходимостью и нагрузками. Поэтому рекомендуется не экономить и использовать только профессиональные смеси, состав которых адаптирован специально для укладки тротуарного кирпича. Дополнительно используются особые дренажные растворы, которые эффективно удаляют воду и препятствуют скоплению влаги, что также влияет на прочность и долговечность кирпичного покрытия дороги.
- Есть и другой способ подготовки основы под клинкерный кирпич. Можно соорудить «подушку» из гравия, щебня и песка. Вначале засыпается щебень, разравнивается и трамбуется. Сверху на него таким же образом укладывается более мелкий гравий. В конце засыпается слой песка и все три слоя заливаются водой. Что это дает? При намокании песок и мелкий гравий будут проседать там, где остались просветы и неровности. После того как произойдет полная усадка, будут видны все просветы и впадины. Чтобы выровнять их, засыпается еще один слой песка, трамбуется и вновь заливается водой. Повторять процесс нужно до тех пор, пока не перестанут образовываться провалы. Это значит, что все щели и пустоты заполнены полностью и с нужной плотностью. Такое основание гарантирует качественную и долговечную опору для клинкерного кирпича.
Совет: на небольших площадях подойдет использование ручной трамбовочной машины. Но если площадка внушительная, имеет смысл работать с электрическим инструментом. Если такого нет в наличии, можно арендовать его на время в строительном магазине.
- Толщина фундамента под тротуарный кирпич зависит от степени проходимости зоны, на которой он будет уложен. Чем больше нагрузки, тем толще должно быть основание. Тогда покрытие прослужит несколько десятилетий, не теряя своих отличных характеристик. Влияет также и грунт. На песчаную почву следует укладывать фундамент толщиной не менее 20 см, для глинистой почвы он может достигать 40 см. Если нагрузки на мощеную поверхность будут большими, можно уплотнить фундамент с помощью арматуры, досок или труб. Их нужно укладывать между слоями гравия.
Важный момент: следует постоянно контролировать толщину основания, она должна быть равной на всех участках. Делается это с помощью правила и шнуровой отвески. Если укладка рассчитана на узкие дорожки, то вместо правила можно ориентироваться на боковые реечные ограничители.
Дренажная система
- Если при укладке основания под тротуарный клинкерный кирпич не использовался дренажный раствор, нужно будет соорудить дренажную систему. Это делается для того, чтобы во время дождя вода не скапливалась под кирпичом и не разрушала покрытие. Просчитывается высота и угол водостоков, а также направление, в котором будет стекать вода. Ни в коем случае вода не должна стекать по направлению к постройке. В этом случае грунт подвержен вымыванию, что приводит к постепенному, но необратимому проседанию фундамента.
Подготовка клинкерного кирпича
- Если для мощения используется кирпич одного цвета, фактуры и размера, то никакой особенной подготовки в этом случае не потребуется. Если же планируется создать пестрое покрытие, то нужно смешать в лотке или ящике 5-6 поддонов кирпича разных оттенков, а затем выкладывать их произвольно.
- При выкладывании продуманного орнамента или узора кирпичи разных цветов и форм рекомендуется разложить по разным лоткам для удобства работы.
- Следует помнить о том, что даже если не будут выкладываться замысловатые орнаменты, без подрезки кирпича все равно не обойтись. Делается это с помощью специальной камнерезной пилы. Кирпичи предварительно увлажняются. Рекомендуется использовать в работе перчатки и маску.
Особенности укладки тротуарного кирпича
- Клинкерный кирпич, как правило, укладывается двумя способами: стык встык, с зазором не более 5 мм.
- Способ «стык встык» не очень рекомендован, так как при этом трудно избежать попадания влаги между кирпичами и сохранить их неподвижность в процессе эксплуатации покрытия. Кроме того, если возникнет необходимость заменить один, его будет сложно вытащить, не повредив соседние.
- Начинать кладку следует от середины площадки по направлению к краевым ограждениям. Так намного легче соблюдать все разметки и следить за симметрией рисунка. А в случае ошибки – намного легче своевременно ее поправить. В процессе очень важно следить за тем, чтобы кирпичики были уложены на одном уровне. Поскольку монтаж клинкерного кирпичного покрытия тротуаров и дорожек осуществляется методом вдавливания кирпичей в основание, откорректировать уровень будет несложно.
Способы укладки тротуарного кирпича
- Есть множество способов декоративной укладки клинкерного кирпича. Самые распространенные: перевязка «елочка», перевязка «паркет», перевязка в полкирпича, декоративная перевязка.
- Выбирать вид перевязки нужно не только исходя из собственных предпочтений и возможности осуществления того или иного рисунка. Важно учитывать также проходимость и нагрузку на дорожное покрытие. Например, «елочка» — универсальная перевязка, но таким образом можно оформить далеко не каждый узор. А вот перевязка «паркет» не подходит для проезжей части и магистралей, только для тротуаров и аллей.
Заполнение швов тротуарной плитки
- Если выполняется укладка с зазорами, то по окончанию работ все швы засыпаются песком или затираются специальным составом. Предварительно кирпич нужно тщательно очистить, и только после этого приступать к засыпанию швов. Песок затирается и утрамбовывается, после чего снова швы засыпаются, пока не получится плотное покрытие. Использовать для этих целей цемент не рекомендуется, так как он влияет на характеристики клинкерного кирпича.
- То, насколько качественно будут закрыты швы, также влияет на усадку покрытия, проходимость дождевых и талых вод, и его долговечность. Поэтому не надо лениться при выполнении завершающих работ, затереть швы необходимо сразу же, откладывать это нельзя, так как будет нарушена прочность покрытия. Для качественной, плотной утрамбовки швов используется специальный вибратор. Он хорошо уплотняет песок, но при этом не повреждает механически поверхность кирпича.
- По окончанию всех работ вымощенной площадке нужно дать несколько дней на устойку. Ступать на нее в это время нельзя.
Форма для тротуарной плитки кирпич
- Если очень хочется обзавестись дорожками «под камень» на даче или вокруг собственного дома, но нет времени и средств купить тротуарный кирпич и его укладку, есть хорошая альтернатива. Сейчас выпускаются специальные пластиковые формы, позволяющие собственноручно изготавливать плитку для садовых дорожек, террас, веранд, аллеек и других покрытий.
- Все, что нужно – это смешать в указанных производителем пропорциях цемент, песок, воду и пластификатор. В смазанную эмульсией форму (для пластика отлично подходит обычная солярка, дешево и сердито ) заливается раствор, выравнивается. Следует дождаться полного высыхания. После этого получаются рельефные узорные элементы под натуральный камень или кирпич, которые модно использовать для мощения садовых дорожек, беседок и т.д.
- В чем преимущество таких форм для тротуарной плитки кирпич: готовое изделие по себестоимости получается в разы дешевле аналога, изготовленного производственным способом. Так, цена тротуарного кирпича европейских производителей варьируется от 800 руб. до 1500 руб./м2. Один раз придется заплатить за матричную форму, но использовать ее можно многократно. При точном соблюдении всех указанных пропорций для приготовления раствора, тротуарная плитка собственного изготовления по качеству ничем не будет отличаться от заводской и прослужит до десяти лет.
- Кстати, с помощью этого новшества в области строительства многие уже открыли свой собственный малый бизнес и успешно развивают его. Неважно, какой вариант выбран – высококачественный клинкерный кирпич от известного европейского производителя, или тротуарная плитка собственного изготовления по пластиковым трафаретом. Всегда важнее соблюдение всех технологий и грамотное применение, иначе будет испорчен даже самый красивый участок, а покрытие прослужит максимум два года.
Как использовать битый кирпич
Планируя, как использовать битый кирпич на даче, домашние умельцы находят интересные решения, такие как:
- мощение красивых садовых тротуаров;
- создание бордюров;
- оформление клумб и высоких грядок.
Также при решении вопроса, как можно использовать битый кирпич, рекомендуют задействовать вторичный материал при сооружении габионов и обустройстве основ для альпийских горок. Большинство садоводов-огородников увлекается оформлением высоких овощных грядок, конструкция которых предусматривает формирование мощного дренажного слоя, где также можно эффективно использовать разнокалиберные фрагменты боя. При помощи бросовой продукции легко соорудить качественный дренаж при посадке деревьев и кустарников.
Как отмечают опытные плиточники, использование неприглядного материала может дать вполне оригинальные плоды. К примеру, из негодного для строительства продукта можно оформить бордюр дорожки, выставив экземпляры на ребро под углом 45°. Чтобы получить неповторимый шедевр в виде садовой дорожки с оригинальным рисунком кладки, можно организовать композицию из боя и целого кирпича.
Вида тротуарного кирпича и его состав
В зависимости от технологических особенностей процесса изготовления существуют такие разновидности изделий:
Разновидностью материала является гранитная брусчатка.
- Вибролитая тротуарная плитка. Формируется под собственным весом на вибростолах из бетонных смесей жидкого типа, с добавлением пластификаторов. Чтобы придать лицевой стороне брусчатки цвет, в первый слой раствора добавляют красящий пигмент, а после доливают форму до краев неокрашенным составом. Затвердевает она естественным способом.
- Вибропрессованная или брусчатка. Изготавливается методом сухого/полусухого прессования из смеси цемента и песка с добавлением небольшого количества пластификаторов, гидрофобных добавок и воды. Процесс производства полностью автоматизирован, компоненты состава дозируются в соответствии с точно заданными пропорциями. Уплотнение бетона происходит не только за счет вибрации, но и посредством сжатия под большим давлением.
- Клинкерный кирпич. В составе только пластичная тугоплавкая глина и вода, без примесей. Разнообразие цветов, а в гамме клинкера до 50 оттенков, получается из-за разнообразных пропорций смешивания 25 сортов глины, температурного режима и специфики обжига. Чтобы керамический кирпич назывался «клинкерным», в его составе обязательно присутствует глина, от 5 до 10%. Обжиг такого кирпича происходит при температуре около 1200°С.
- Гранитная брусчатка. Это 100% экологически чистый, долговечный и стойкий к износу материал, хотя и очень дорогой.
- Клинкерная мозаика. Отличается от кирпича своими более мелкими размерами. Это удобный строительный материал для создания оригинальных рисунков мощения.
Вернуться к оглавлению
Технологии мощения
Как и в других случаях, долговечность и привлекательность дорожек из натурального камня зависит от правильности подготовки основания и соблюдения технологии укладки. Существует два основных способа мощения:
- на основание;
- в грунт.
Наиболее востребована укладка камня на основание, состоящее из нескольких слоев, включающих геотекстиль, песчаную подушку и щебень определенной фракции, либо несколько слоев песка без щебня. Сам камень чаще всего фиксируют сухим способом – посредством цементно-песчаной смеси (ЦПС).
На утрамбованный песок засыпаю 2-3 см цементно-песчаной смеси, потом укладываю камень. Осаживаю его киянкой и обильно проливаю водой. Как только сам камень высохнет (чтобы цемент не забился в поры), посыпаю всю дорожку той же самой ЦПС и прометаю щеткой, чтобы смесь заполнила все пустоты. Так как ЦПС под камнем сохнет медленней, чем камень, влага из нее проникает и в щели, благодаря чему в итоге получается «монолит». После полного высыхания тщательно прометаю дорожку. Спустя некоторое время ЦПС кое-где выскакивает, но, на мой взгляд, это дорожку не портит, а, напротив, подчеркивает естественность. Пробовал я и другие варианты, но они меня не устроили.
Иногда при укладке сухим способом с засыпкой швов ЦПС часть цемента оседает на камне, ухудшая его вид. Это может быть вызвано как превышением доли цемента, так и недостаточным перемешиванием, а также форс-мажором – если выпали осадки до того, как успели смести осадки. Независимо от причин загрязнения цементом, «лечение» заключается в обработке поверхности из пульверизатора специальной смывкой для цемента.
Кроме заполнения швов ЦПС популярна засыпка.
Дорожка из камня толщиной 4-5 см – выбрали грунт на 15 см, по оси выкопали углубление (еще 15 см), уложили геотекстиль на дно траншеи с канавкой, уложил дренажную трубу. Засыпали трубу щебнем фракции 5-20 мм вровень с дном траншеи. Закрыли канавку полосой геотекстиля. Поставили бордюр желтого цвета (окрашенный в массе), засыпали песок, послойно, по 5 см, каждый слой уплотнили виброплитой. Поверх песка уложили камень, после отмою от пыли/песка, обработаем гидрофобизатором и заполним швы гранитным отсевом. Цемент и смеси не применяли, делаем на основании собственного опыта.
Сухой способ подходит не на всех почвах, в некоторых случаях поверх подсыпки не обойтись без армированной бетонной стяжки, камень на которую укладывается на раствор (ЦПС, специализированный клей, ЦПС с добавлением модификаторов или клея). При мощении пешеходных дорожек укладка металлической сетки еще и поверх бетона избыточна, достаточно армирования бетонного основания.
Некоторые предпочитают не сплошные, а шаговые или степовые дорожки, когда плиты больших размеров укладывают на расстоянии. В такой ситуации камень может быть уложен непосредственно в грунт, но если почва позволяет.
А мне не нужна сплошная дорожка из плитняка – планирую уложить отдельные плиты в траву, чтобы получилась «шагалка». Можно ли положить отдельно каждую плиту песчаника? Чтобы не выкапывать траншею? Делать ли под каждую отдельную плиту настил из материала и песка? Грунт у нас песок.
Песчаная почва допускает упрощенную укладку.
Если грунт песок, то можно на грунт. Но, если хотите вровень с газоном, то надо подсыпать трамбованного песка до нужного уровня. Никакой геотекстиль тут не нужен.
Испробовав разные способы мощения, smihalych2 сделал для себя определенные выводы, которые будут полезны тем, кто в процессе выбора технологии.
Есть четыре самых распространенных варианта заполнения швов между камнями:
- Засыпка песком/отсевом/мелкой галькой и прочими сыпучими материалами.
- Засыпка сухой ЦПС.
- Заполнение раствором (ЦПС + вода).
- Засыпка землей с последующим высаживанием газонной травы в швах.
Плюсы и минусы этих вариантов (все нижесказанное – лично мое мнение):
- Плюсы: красиво и просто сделать, легко ремонтировать. Минусы: после каждого прометания или мытья дорожек придется подсыпать швы.
- Плюсы: не очень сложно сделать, относительно надежно, не ломается при пучении почвы, легко ремонтировать. Минусы: в некоторых местах ЦПС может выскочить из швов при мытье дорожек, невозможно сделать идеально ровную поверхность.
- Плюсы: ровная поверхность дорожки. Минусы: сложность в изготовлении (желательно бетонное основание), возможно растрескивание раствора в швах вследствие пучения почвы, низкая ремонтопригодность.
- Плюсы: очень красиво, легко ремонтировать. Минусы: сложность в уходе, непрактичность. Дорожка выполняет, скорее, декоративную функцию.
Выбранным вторым вариантом smihalych2 доволен, и спустя несколько лет дорожки целые и хорошо смотрятся.
Чтобы сохранить декоративность дорожки из натурального камня, рекомендуется обработка гидрофобизатором или пропиткой с эффектом «мокрого камня». Эти составы создают на поверхности непроницаемую пленку, которая отталкивает воду и защищает от загрязнений, упрощается уход за дорожкой и дольше сохраняется презентабельный внешний вид. Однако стоит учитывать, что после дождя такие дорожки будут дольше сохнуть, так как влага перестает впитываться в покрытие.
Кирпич для мощения дорожек — технология изготовления и правила выбора
Обратный звонок
Оставьте свой телефон и менеджер с вами свяжется
Отправить заявку
Оставьте свой телефон и менеджер с вами свяжется
Для мощения дорог, тротуаров, аллей и других участков используют различные виды тротуарных плит, в том числе бетонные и керамические кирпичи.
Из статьи вы узнаете, чем кирпич для мощения отличается от традиционной и фигурной плитки, сколько стоит и в каких случаях предпочтительнее его использовать.
Из чего делают
Для изготовления кирпича используют цементные (бетон) и глиняные растворы.
Для приготовления цементного раствора используют:
- цемент;
- песок;
- щебень;
- пластификаторы;
- гидрофобные присадки;
- красители;
- воду.
Для приготовления глиняных растворов используют:
- глину;
- песок;
- присадки, которые улучшают качество раствора;
- красители;
- воду.
Для изготовления кирпича из бетона применяют методы вибролитья и виброуплотнения. Добросовестные производители не используют метод литья, потому что крепость и стойкость к износу у кирпича получатся недостаточными.
Бетонный кирпич для мощения
Для изготовления кирпича из глины используют традиционный метод обжига. Глину смешивают с песком, присадками и красителями, добавляют воду и тщательно перемешивают. После чего полученным составом заполняют формы, уплотняют с помощью вибростола, высушивают и обжигают.
В отличие от плитки, которую выпускают в различных формах и видах, при производстве кирпича ориентируются на соотношение длины к ширине, а так же ширины к толщине как ½.
Размеры кирпича для мощения дорожек в зависимости от производителя, модели и партии от 200*100*50 (длина, ширина, толщина в миллиметрах) до 250*120*80. По согласованию с заказчиком, производитель может изменить размеры или соотношение сторон, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.
Преимущества перед плиткой
Перед мощением улицы кирпичом, плиткой или другими материалами подготавливают основание. Для этого выравнивают и уплотняют грунт, устраивают подстилающие слои. Если основание подготовлено без нарушений, то у бетонного кирпича нет никаких преимуществ перед плиткой аналогичной толщины.
Мощение отделочным кирпичом
Материал и структура кирпича и плитки одинаковы, разница только в форме и размерах, что никак не влияет на эксплуатационные характеристики.
В случае, когда основание подготовили с ошибками, то бетонный кирпич предпочтительней. Ширина кирпича в 1,5-3 раза меньше ширины плитки. Поэтому при проседании или пучении грунта вероятность нарушения рисунка и вспучивания при мощении кирпичом в 2-4 раза ниже, чем при мощении плиткой.
Если вы нанимаете для укладки плитки или кирпича недорогую бригаду гастарбайтеров, а не профессиональных строителей, приобретайте кирпич. Тогда ошибки подготовки основания и укладки будут не так заметны.
Клинкерный кирпич, по сравнению с бетонным или с плиткой соответствующей толщины, более прочный. Он не боится морозов, потому что не впитывает воду. По износо- и морозостойкости клинкерный кирпич не уступает брусчатке из пиленого гранита. Если вам необходима отмостка, которая прослужит не одну сотню лет, выбирайте клинкерный кирпич.
Не используйте для отмостки кладочный, рядовый и забутовочный кирпич. Их изготавливают для других условий. Отмостка из них выйдет из строя через 3-5 лет, потому что такие кирпичи сильно впитывают воду. При снижении температуры ниже нуля градусов вода внутри кирпича замерзнет, и лед разорвет кирпич изнутри.
Как выбрать
Перед покупкой осмотрите кирпичи. Попросите показать вам не только выставленные на прилавке, но и те, которые лежат на складе. Нечестные продавцы выставляют на прилавок один товар, а отпускают другой.
Вибролитые кирпичи должны быть гладкими и ровными, без заусенцев, с четко выделенными гранями. Наличие в кирпиче, который изготовили по вибролитой технологии, круглых или овальных ямок размером 2-6 мм. и глубиной до 3 мм. говорит о том, что в бетон налили много воды. В вибропрессованных кирпичах наличие таких ямок допустимо, это отличительная черта «сухих» бетонов.
Стоимость вибролитых кирпичей из бетона от 250 рублей за квадратный метр. Вибропрессованные бетонные кирпичи стоят от 300 рублей за квадратный метр. Стоимость клинкерного кирпича от 50 рублей за штуку.
Попросите продавца подать вам 3-4 кирпича из разных поддонов, но одного производителя. Если размеры кирпичей отличаются больше чем на 0,5 мм, у производителя проблемы с качеством оборудования. Поэтому действительные характеристики кирпича (которые зависят от состава смеси и соблюдения технологии) неизвестны.
Отмостка вокруг дома из бетонного кирпича
Поинтересуйтесь сертификатами соответствия кирпичей и накладными документами. Производители качественной тротуарной плитки и кирпичей для мощения снабжают каждую партию товара необходимыми документами. Сертификат соответствия доказывает, что характеристики кирпича соответствуют принятым в России стандартам.
Если продавец отказывается предоставить сертификат, лучше отказаться от покупки. Неправильный внешний вид и отсутствие сертификата соответствия говорят о нарушении технологии производства кирпичей, поэтому их реальные характеристики не известны.
Кирпич для мощения дорожек – один из видов тротуарной плитки. При правильной укладке бетонный кирпич не имеет никакого преимущества перед другими видами плитки, потому что изготовлен по той же технологии и из таких же материалов. Клинкерный кирпич превосходит бетонную тротуарную плитку по основным характеристикам – износо- и морозостойкости, но он значительно дороже.
Расчет материалов для мощения дорожек
На основании созданного плана и выбранного материала, следует производить расчет необходимого количества плитки, брусчатки или камня.
Сначала рассчитывается количество элементов, требуемых для покрытия 1 м 2 . Полученное количество умножается на общую запланированную под тропинки площадь. Это число отражает необходимый объем материала. При этом следует учитывать, что закупать продукции нужно на 5-10 % больше, чтобы устранить ошибки, допущенные при расчетах (если они были). Кроме того, некоторые элементы могут быть повреждены во время мощения. Закупать материалы лучше одной партией, чтобы не избежать различия в оттенках, качестве.
Несколько соображений о клинкере
При производстве дорожного клинкера нормируется девять основных его эксплуатационных характеристик:
- плотность,
- водопоглощение,
- морозостойкость,
- прочность при сжатии,
- прочность при изгибе,
- истираемость,
- высолообразование,
- сопротивление скольжению,
- характеристики формы и внешнего вида изделий.
Но первое и главное, что нужно знать о клинкере – клинкерный кирпич больше не является чем-то недоступно дорогим. Открытие линии по выпуску клинкерного кирпича RAUF на новом кирпичном заводе в Ленинградской области сделало клинкер доступным каждому. Его цена для рядового потребителя сходна с ценой обычной бетонной брусчатки (что мы и видим в строчке 5 таблицы 2).
Второе и тоже главное: возможности применения клинкерного кирпича очень широки, а его достоинства не исчерпываются тем, что обычно описывают в буклетах. Сначала несколько слов о привычных достоинствах клинкера.
У клинкера стойкий цвет, поскольку для его получения не используются красители. Цвет обеспечивается минералами, образующимися при обжиге исходной глины. Цвет равномерен по всей толще клинкерного кирпича и не меняется внутри партии.
Клинкер — наиболее долговечный вид покрытия, даже более долговечный, чем плиты известняка или черная брусчатка из габбро-диабаза. Во-первых, клинкер прочнее натуральных камней (например, он прочнее известняка в 5–7 раз). Прочность клинкера выше 450 кг/см². Во-вторых, клинкер имеет почти нулевое водопоглощение (около 2%). Низкое водопоглощение не дает камню впитывать воду, в результате с наступлением морозов не происходит разрушение камня расширяющимися кристаллами льда.
Теперь о достоинствах скрытых, о которых говорят редко, но которые очень важны для пользователя. Одно из них — клинкер не полируется при эксплуатации. В отличие от натурального камня, который шлифуется под ногами и со временем неизбежно становится скользким при увлажнении, клинкер сохраняет шероховатость. Это обеспечивает ему нескользящие свойства даже через десятки лет работы. Другое — клинкер не царапается шипованной резиной зимних колес легковых автомобилей. Поверхность клинкера усеяна кристаллами и микрокристаллами кремнезема, который тверже закаленной легированной стали автомобильных шипов. Еще из неявных достоинств — возможность многоразового использования и смены назначения. Если бетонные дорожные камни и известняковые или гранитные плиты приобретают неравномерный окрас при длительном нахождении в качестве дорожного покрытия, то клинкерный кирпич остается ровно окрашенным и может быть переложен, например, на ребро или с дорожки в отделочную кладку цоколя или в стенки колодца. Клинкер универсален и многоразов.
Материала лучшего, чем клинкер, для мощения дорожек, проездов, парковок и площадок для отдыха трудно даже вообразить.
В Западной Европе клинкерный кирпич стали применять для мощения с XVI века. Морозы на севере континентальной Европы привели к возникновению спроса на морозостойкий материал для мостовых.
У клинкера очень много достоинств, но основное из них — долговечность. В Летнем саду в Петербурге в хорошем состоянии сохранились фрагменты клинкерного мощения, выполненные еще при жизни Петра I.
Клинкер — самая качественная разновидность строительной керамики. Он может быть изготовлен самых разных цветов и форм. Цвета — от белого до черного, включая все оттенки желто-красно-коричневой гаммы.