Экономика предложения

Дарение
экономика, экономика, economy, дарономика, безвозмездная, экономическая, система, общественного

Экономика предложения

Экономика подарков, или экономика дарения, или гифтономика — это системы социальной организации, в которых ценные товары или услуги регулярно дарятся без конкретных договоренностей о немедленном или будущем вознаграждении (т.е. без обмена или возврата денег). В идеале регулярные подарки (акты дарения) создают непрерывный цикл и перераспределение ценностей в обществе.

Организация экономики дарения существенно отличается от экономики обмена или рыночной экономики. В экономике дарения товары и услуги обмениваются на деньги или другие товары (услуги) не на фиксированной основе, а на основе личного определения стоимости полученных товаров.

Экономика дарения была распространена до появления рыночной экономики, но постепенно исчезла по мере усложнения общества. Некоторые элементы таких экономик сохранились до наших дней, но ни одно общество сегодня не функционирует как экономика дарения. Элементы дарового общества сегодня чаще всего встречаются в виде религиозного дара и информационного общества.

Традиция научных исследований — пример культуры дарения. Ученые публикуют результаты своих исследований, тем самым предоставляя другим исследователям возможность использовать их публикации в своих работах. Чем больше других авторов ссылаются на работу ученого, тем выше его престиж и авторитет в глазах общества и тем больше вероятность получения грантов на исследования. Кроме того, все ученые пользуются постоянно растущей базой знаний.

Сообщество свободного программного обеспечения уходит корнями в хакерскую культуру и также является типичным для культуры пожертвований. Разработчики предоставляют исходный код сообществу, чтобы все могли изменять и улучшать его. Отдельные разработчики таким образом завоевывают авторитет, а сообщество в целом выигрывает от улучшения программного обеспечения.

Анархисты также используют принцип пожертвования в своей культуре. Продукты часто передаются в дар и распространяются бесплатно.

Культуры снабжения могут сосуществовать с плановой, рыночной и обменной экономикой.

История.

Вопреки распространенному мнению, нет никаких доказательств того, что до того, как в торговле стали использоваться деньги, общества в основном полагались на бартер. На самом деле безденежные общества функционировали преимущественно на принципах экономики дара и долга. При этом обменные отношения обычно происходили между незнакомцами или потенциальными врагами.

Льюис Хайд прослеживает истоки экономики подарков в обмене продуктами питания, ссылаясь на практику жителей Тробриандских островов называть подарки в Крутом круге «несъеденной пищей», даже если эти подарки были не едой, а специально изготовленными украшениями. Их дарили в качестве подарка. Фестиваль Потлатч также начинался с «Великого кормления». Хайд утверждает, что во многих обществах это привело к тому, что подарки стали восприниматься как «потерянные».

Антрополог Маршалл Саллинз пишет, что, несмотря на представление современного читателя об объективной бедности, экономическая система каменного века была, по сути, экономикой предложения и изобилия, а не дефицита.

С появлением города-государства деньги стали играть важную роль, и на смену экономике даров пришла экономика, основанная на отношениях между товарами и деньгами.

Характеристика

Часто экономика дарения предполагает, что обмен подарками — это нечто большее, чем просто взаимный обмен между двумя людьми. Например, в одной кашмирской истории рассказывается о двух женщинах-браминах, которые пытались выполнить свое обязательство по подаянию, просто подавая милостыню друг другу. Когда они умирают, то превращаются в два отравленных колодца, из которых никто не может пить, что отражает бесплодность этой жалкой альтернативной благотворительности. Феномен расширения круга жертвователей также наблюдается в обществах, где охотники отдают животных священникам, чтобы те пожертвовали свою долю Богу (который, как ожидается, даст им взамен обильную добычу). Охотники не приносят себя в жертву Богу.

Во многих обществах подарки, пересекающиеся с торговлей или товарным капиталом, строго запрещены. Антрополог Джеймс Уэнди пишет, что среди народа удук на северо-востоке Африки существует укоренившийся обычай, согласно которому все подарки, пересекающие границы племени, должны быть съедены, а не сохранены. Например, подаренные животные должны быть съедены, а не использованы для воспроизводства потомства. Однако, как в примере с тробриандской повязкой и ожерельем, эта «потеря» не обязательно должна заключаться в потреблении как таковом, скорее подарок может быть передан. В других обществах принято предлагать подарок в качестве прямого возврата или третьему лицу. Неприлично оставить подарок себе и ничего не отдать другому человеку. Хайд утверждает, что «в старой сказке человек, который пытается утаить подарок, обычно умирает».

Примеры

Общество

Океания.

Общества тихоокеанских островов до XIX века были по сути экономикой подарков. Сегодня эта практика все еще существует в некоторых частях Тихого океана, например, на отдаленных островах Кука. На Токелау, несмотря на постепенный переход к рыночной экономике, до сих пор сохраняется форма даровой экономики через практику инати (строго изомерное распределение всех продовольственных ресурсов на каждом атолле). На острове Анута до сих пор существует даровая экономика, известная как аллопа.

В Папуа-Новой Гвинее до сих пор существуют круги кула, а также другие системы обмена, такие как обмен мока.

Многие перемещенные жители тихоокеанских островов в Новой Зеландии, Австралии и США до сих пор поддерживают отношения в рамках экономики дарения. Хотя они стали участниками рыночной экономики этих стран, некоторые из них по-прежнему стремятся сохранить основные элементы экономики дарения, такие как взаимные денежные подарки и денежные переводы на родину.

Индейцы.

Североамериканские индейцы (в основном квакиутль), живущие на Северо-Западе вблизи тихоокеанского побережья, практиковали церемонии «потлатч», в ходе которых вожди дарили большое количество товаров своим подданным, чтобы укрепить групповые связи. Жертвуя накопленным богатством, вождь завоевывал уважение народа и в то же время провоцировал соперников. Соперники могли ответить новыми потлачами, более щедрыми, чем первый.

Мексика.

У народа тарахумара на северо-западе Мексики существует обычай, известный как колима. Согласно этому обычаю, каждый обязан делиться своим богатством с другими.

Испания.

В 1930-х годах анархо-коммунисты из числа испанского крестьянства стремились свести к минимуму денежные отношения, поддерживая даровую экономику. Товары и услуги производились рабочими и распределялись в общественных магазинах, где каждый (включая самих рабочих, которые их производили) имел право получить то, что он хотел или в чем нуждался, в обмен на произведенные им товары и услуги.

Горящий человек.

Burning Man — ежегодное восьмидневное глобальное событие в области искусства, проходящее в пустыне Блэк-Рок на севере штата Невада, США. Организаторы определяют мероприятие как эксперимент по радикальному самовыражению и созданию сообщества радикальной самодостаточности. Продажа на фестивале запрещена (за исключением льда, кофе и билетов на мероприятие), а чаевые приветствуются. Пожертвования — один из 10 основных принципов фестиваля. Участников мероприятия призывают следовать принципам экономики дарения во время фестиваля и в течение всего оставшегося времени. Практика пожертвований на Burning Man описана в документальном фильме 2002 года «GIFTING IT: A Burning Embrace of the Gift Economy».

Информационная экономика дарения

Экономика дарения идеально подходит для экономики подарков, поскольку позволяет распространять информацию, повышая ее ценность при незначительных экономических затратах или вообще без них.

Наука.

Традиционные научные исследования можно считать частью информационной экономики дарения. Ученые проводят исследования и публикуют свои результаты в журналах и на конференциях (хотя доступ к самим журналам может стоить денег). Другие ученые могут свободно ссылаться на такие источники. Таким образом, все ученые, имеющие доступ к этим журналам, получают выгоду от увеличения объема знаний. Сами авторы не получают прямой выгоды от публикации своих работ, но их репутация в научном сообществе повышается. Отказ от цитирования работы оригинального автора (тем самым лишая его чести) считается мошенничеством.

Обмен файлами.

С помощью файлообменных сетей пользователи могут с помощью поиска находить на компьютерах других пользователей ресурсы, которые были предоставлены им в свободный доступ, и скачивать их бесплатно. Кроме того, поскольку такие файлообменные программы насчитывают сотни тысяч, а в некоторых случаях и миллионы пользователей, вероятность того, что пользователи найдут нужные им файлы, выше.

Маркус Гислер в своей этнографической работе «Система потребительских подарков» характеризует скачивание музыки как систему социальной солидарности, основанную на бесплатной передаче.

Открытый SOOF.

В своей книге «Заселение ноосферы» известный хакер и программист Эрик Рэймонд утверждает, что разработчики свободного программного обеспечения и программ с открытым исходным кодом создали «культуру подарков». Энергия и творчество. Однако дарение кода — не единственная мотивация: социологическое исследование членов сообщества Fedora, проведенное в Университете Северного Техаса в 2010-11 годах, показало, что основной причиной участия было «удовольствие от обучения и сотрудничества с интересными и умными людьми». Личная выгода и стимулы для профессионального развития встречались реже. Типичными ответами респондентов были такие, как «в основном, я помогаю делать работу сам» и «у разработчиков «чешутся руки»».

Члены сообщества Linux часто называют свою деятельность экономикой подарков: самый известный дистрибутив операционной системы GNU/Linux, Debian, содержит более 35 000 пакетов свободного программного обеспечения и пакетов программного обеспечения с открытым исходным кодом.

Википедия.

Википедия, свободная онлайн-энциклопедия, содержит миллионы статей, многие из авторов и авторов которых не получают непосредственного финансового вознаграждения.

Работа

Торговля по свободным ценам

Система Pay-You-Want также основана на принципах экономики дарения. В отсутствие фиксированной цены получатель имеет возможность определить ценность получаемого им блага и отблагодарить дарителя в соответствии со своим потенциалом.

Социальная теория

Существуют различные социальные теории, характеризующие экономику дарения. Некоторые рассматривают взяточничество как форму взаимного альтруизма. Другие утверждают, что в обмен на подарки приобретается социальный престиж. Также считается, что таким образом сознательно поддерживаются равные отношения внутри групп. Например, среди некоторых охотников-собирателей обмен дичью является гарантией для всех, кто не выполняет свою ежедневную норму добычи. Эта практика, вероятно, отражает интерес других к колодцу и может служить формой неформальной страховки или наделять социальным статусом или другими преимуществами.

Гайд.

Льюис Хайд в своей нашумевшей книге «Дар. The Gift: Creativity and the Artist in the Modern World» показывает, что традиционная экономика дарения основана на «обязательстве дарить, получать и возвращать», которое включает в себя «экономические, юридические, этические, эстетические и религиозные» элементы. . Он описывает дух экономики дарения (и ее отличие от рыночной экономики) следующим образом: «Экономика дарения — это «истинная» экономика, где дарение денег — это не только дар, но и обязанность».

Хайд также утверждает, что существует разница между «истинными» дарами благодарности и «ложными» дарами, сделанными просто по обязанности. По мнению Хайда, «подлинные» (бескорыстные) подарки создают связь, которая выходит за рамки любой товарной сделки, но «вы не можете по-настоящему сблизиться с человеком, который дарит вам фальшивый подарок».

Хайд утверждает, что когда экономика, основанная в основном на принципе наделения, превращается в товарную, «социальная структура сообщества неизбежно разрушается». Помимо запрета на превращение подарков в капитал, существует также запрет на то, чтобы рассматривать обмен подарками как обмен. Например, среди жителей островов Тробрианд считается позорным обмениваться крутыми кружками. Хайд пишет, что в принципе все товары могут быть подарками, но когда подарок становится товаром, он «…либо перестает быть подарком, либо теряет свои границы… сделки ума находятся вне сферы действия закона». А когда эти сделки перерастают в узаконенные правоотношения, круг взяточничества сужается».

Мосс.

Социолог Марсел Мосс утверждает, что пожертвования всегда сопровождаются обязательствами и никогда не бывают «бесплатными». По мнению Мосса, экономика дарения может казаться привлекательной, но люди не всегда хотят быть опутанными паутиной обязательств. О том, что «подарок, за который еще не заплачено, может пристыдить получателя», свидетельствует опыт молодого человека, который решил больше не принимать денег и подарков от родителей в попытке начать самостоятельную жизнь. Как пишет Хайд, «иногда человек становится чужаком и хочет быть чужим. Мы хотим пойти в магазин на углу, купить банку супа и не позволить продавцу прервать нас или нашу работу. Мне нравится путешествовать на самолете, не беспокоясь о своих отношениях с пилотом. Подарки создают «эмоциональную связь», а обмен товарами — нет.

Батай.

В своей книге La Part Maudite («Проклятая доля») французский писатель Жорж Батай использовал аргументы Мосса для построения своей экономической теории. По его мнению, структура взяточничества является первой предпосылкой для всех возможных финансов. В частности, в связи с описанными Моссом гончарными родами Батай утверждает, что соревновательный характер обязывает человека получать подарки, чтобы получать подарки, и доказывает, что структура подарков может привести к практике, определяющей различные роли участвующих сторон. Практики дарения управляющих и направляющих биполей.

Кропоткин.

Анархисты, особенно анархо-священники и анархо-коммунисты, считают, что дарение в его вариациях — это ключ к разрыву порочного круга бедности. Поэтому они стремятся распространить экономику дарения на все общество. Анархо-коммунисты поддерживают идеал экономики дарения без денег, рынков и централизованного управления. По крайней мере, эта точка зрения приписывается Петру Кропоткину, который рассматривал племена охотников-собирателей как пример «взаимной поддержки».

Кропоткин утверждал, что взаимная выгода является более сильным стимулом, чем взаимные конфликты, что приводит к повышению индивидуальной производительности и, в конечном счете, к большей эффективности коллектива в долгосрочной перспективе. Основы экономики дарения подчеркивают концепцию увеличения индивидуального человеческого потенциала и средств производства, что (теоретически) повышает способность общества отплатить за подарки.

Белл.

Экономист Дюран Белл утверждает, что обмен в экономике подарков отличается от простого обмена товарами, которые в первую очередь используются для построения социальных отношений. Подарки между людьми или между группами людей помогают строить отношения. Они позволяют людям работать вместе. Щедрость подарков повышает престиж и социальный статус человека. Различия в социальном статусе определяются не доступом к товарам, а «способностью отдавать другим — стремление к накоплению считается признаком слабости».

Оцените статью
Все о дарении