Ткань для вышивания крестиком
Канва – специальный материал для вышивки крестиком с равными квадратными ячейками. Такое полотно удобно тем, что каждый квадрат соответствует одному крестику. Границы квадратов хорошо визуализируются, а проколы четко выделяются. При выборе канвы важно определиться с размером будущего изделия и соответственно с сечением. Оно бывает разного размера.
Она применяется для создания картин, салфеток и других текстильных изделий. Вышитые орнаменты на таком полотне смотрятся, как нарисованные. Чем меньше сечение ткани, тем красивее получается рисунок.
Для чего нужна канва
Вышитые картины – это искусство, собранное из множества повторяющихся стежков. Для того, чтобы вышивка крестиком получилась красивой и ровной, а в процессе работы не возникли искажения, рукодельницы практикуют канву. В широком смысле слова она представляет собой любую ткань, на которой будет вышито изображение. Однако вышивальщицы, как правило, используют этот термин для обозначения ткани с особым переплетением нитей. Купить канву для вышивания можно в нашем каталоге.
Назначение канвы – обеспечить формирование рисунка, поэтому расстояние между нитями в ней должно быть одинаковым. В прошлом для изготовления базы сложных объемных вышивок крестом мастерицы иногда выдергивали нити утка и основы через одинаковые промежутки. Получалась своеобразная система координат, которая позволяла перенести на ткань изображение по фрагментам.
Использование специальной основы значительно упрощает вышивку картин. Снижается нагрузка на зрение, а вероятность совершить ошибку становится минимальной. Кроме того, все элементы оказываются одного размера, что положительно влияет на вид готовой работы.
На какой ткани можно вышивать крестиком
При вышивании крестиком можно использовать различные ткани.
А именно:
- Ткань равномерного переплетения;
- Канву;
- Накладную канву.
Мы уже говорили о них выше, разберем их подробнее. Ткань с равномерным переплетением похожа на корзину, ее используют для вышивания на сумках, картинах, где фон не полностью заполняется крестиками. Изготавливается из хлопка, вискозы, смеси тканей.
Канва изготавливается изо льна и хлопка, считается идеальной тканью для вышивки крестом. Она может быть твердой или мягкой, на первой можно вышивать без пялец. В настоящее время можно найти канву любого цвета.
Накладная канва используется с давних времен для вышивки одежды, используется, чтобы облегчить работу, а после вышивки узора убирается.
Ткани для вышивки крестиком
Для вышивки крестиком или, как еще называют эту технику, счетным крестом подойдет любая неэластичная ткань с одинаковым количеством поперечных и продольных нитей на сантиметр. Неэластичная – для того, чтобы во время работы рисунок не искажался. А одинаковые размеры нитей и расстояний между нитями нужны для того, чтобы крестики получались ровными, квадратными.
Наиболее распространенными тканями для вышивки крестом считаются следующие:
- канва
- ткань равномерного переплетения
- лен для вышивки
- нетканая основа для вышивки.
Канва бывает различного размера, т.е. имеющая различное количество нитей на 1 см ткани – от 8 до 20. На крупной канве вышивают объемные работы, например, подушки, покрывала или скатерти. На более мелкой – вышивки для оформления в раму, небольшие изображения, украшения для одежды и аксессуары.
Ткань равномерного переплетения отличается от канвы тем. Что отверстия между нитями не видны, и ткань имеет сплошное полотно. Вышивка на такой ткани выглядит очень изящно.
Лен для вышивки особенно удачно подойдет для создания работ в стиле прованс или рустик, благодаря натуральной поверхности льняной ткани.
Разновидности тканей для вышивки крестиком
Канва
Этот материал является удобной и недорогой основой для техники «крест». Благодаря особому плетению создаются ровные квадратики, с которыми очень удобно работать во время всего творческого процесса. Существует несколько разновидностей канвы Аида (именно эта ткань пользуется наибольшей популярностью среди мастериц):
- №7 – отлично подходит для начинающих и детей, которые хотят освоить это рукоделие. Она пождходит для вышивки крестиком имеет довольно большие отверстия, а в них очень легко продевать иголку. Именно поэтому опытные мастерицы советуют приобрести Аиду 7, чтобы начать освоения данной техники;
- №11 используют для создания салфетки, скатерти, подушки и других красивых элементов интерьера квартиры. Поэтому если Вы решили сделать подобные изделия, смело покупайте этот вид канвы
- №14 является самой распространенной и популярной тканью для вышивания крестиком. Для работы покупают мулине и иголки под 24 номером. На данном виде материала отлично смотрится флизелин , разводимый с помощью воды и придающий итоговому изделию яркий цвет
- №18 используется для создания сложных картин с мелкими деталями. Вы сможете вышить красивый узор, который будет придавать изделию жизнь и натуральность
Обязательно узнайте страну, которая произвела материал, что Вы хотите купить. А также заранее подумайте, какие узоры и детали Вы желаете видеть на готовой вышивке. Это очень поможет рукодельнице в грамотном выборе канвы.
Данная ткань для вышивания крестиком считается очень качественным и плотным материалом. Существует несколько видов льна, которые рукодельницы используют для создания своих изделий. Дублин 25, Бефаст 32. Эдинбург 36 и так далее. Все эти разновидности отличаются лишь плетением. И цифра в названии означает, сколько нитей укладывается в одном дюйме такого материала. Плотность льна позволит каждой мастерице создать мелкий узор и передать каждую деталь. Также стоит обратить внимание, что в магазинах вы сможете найти несколько оттенков и цветов льняной ткани, которая поможет разнообразить изделие.
Смешанные тканевые основы
Они значительно дешевле своих «чистых» по составу аналогов, но внешний вид ничем не отличается от конкурентов.
- Флоба – смесь вискозы и хлопковых волокон, которую выпускают всего лишь в единственном оттенке. Неравномерный окрас создает необычный вид потертости. Флоба является отличным материалом для создания скатерти, покрывала и различных элементов одежды. Если Вы только начинается осваивать вышивку крестом, можете смело пробовать свои силы на такой ткани
- Квакер 28 – хлопок плюс лен. Его применяют из-за широкого выбора в цветах и оттенках
- Пастельный лен под номером 28. Мягкий материал, встречающийся в магазинах всего в 5 цветовых вариантах
- Тонкий лен 45. Эту плотную ткань производят в белом оттенке. Мелкие и четкие квадратики позволяют картинам и гобеленам смотреться очень красиво
Остальные разновидности
- Страмин подходит для вышивания ковра, иконы или гобелена. Она очень плотная и устойчива к стирке. На рынке существует множество различных видов данной основы, различающихся по размеру, цвету и плотности. Стримаин отличается своим прочные плетением, поэтому с помощью него очень легко обшить шкатулку, создать чехол или новогоднюю игрушку. Во время работы рекомендуется использовать шерстяное мулине
- Канва из пластика не подвержена деформации, а также её применяют для 3D-вышивки. С помощью такой основы можно сделать игрушки, подарки и даже открытки
- Накладная канва. Её очень легко удалить, а само изделие никак не измениться и не потеряет первоначальную форму. Сначала рукодельница вышивает, а после без труда аккуратно снимает плетение. Делать это следует неторопливо, ведь нужно вытягивать каждую ниточку отдельно
- Растворимый вид канвы. Такую ткань для вышивания крестом просто растворить в теплой воде. И на одежде или на любой другой поверхности Вы получите необычный узор и картинку
- Флизелин является инновационным материалом, появившемся на полках магазинов несколько лет назад. В основе – специальный материал, который можно растворять водой. Вам не потребуется вытаскивать нитки из переплетения, а также этот вид ткани для вышивания отлично подойдет для новичков в рукоделии
Сразу хочется отметит ткань – накладку. Пожалуй, это самый популярный тип канвы. Именно ее используют новички, либо те, кто желает «перевести» вышивку на какое-либо изделие.
Благодаря равномерным, одинаковым клеткам – новичку не составит труда продевать нитки и шаг за шагом получать необходимое изображение-картинку. А для тех, кто использует вышивку, как элемент декора или украшения, не трудно «подрезать» лишнюю ткань по краям, и зафиксировать вышитый узор на другом изделии.
Вышивка по-крупному – страмин
Оригинальный материал, имеющий крупные клетки, в которые без труда войдут шерстяные нитки или толстые тканевые ленты. Используется для изготовления поделок, крупных «шерстяных» картин, ковриков, циновок.
Несмотря на свою необычность с первого взгляда, профессиональные мастера ловко воспроизводят настоящие картины обыкновенными нитками мулине. Их работа – это настоящее произведение искусства.
Равномерное плетение – канва для профессионалов
Используется крайне редко и исключительно профессионалами своего дела. Ткань с равномерным плетением не имеет четко очерченных клеточек для формирования «квадратика» при технике вышивки крестом. По сути – это обыкновенное тканевое полотно изо льна, сатина или шелка.
Результаты работ, сделанных на канве с равномерным плетением, просто завораживают. Они выглядят максимально детализировано и реально.
Сколько стоит канва для вышивки где продается
Канву для вышивки крестиком можно купить в любом магазине, занимающемся продажей тканей. Ее стоимость зависит от вида и плотности. Но, как правило, сумма не превышает 3$ за кусок 100×100 мм.
Канва
Существует два основных типа ткани для вышивки крестиком. Это Aida или Blockweave, где квадратики видны, и Evenweave, то есть ткань равномерного плетения. Большинство вышивальщиц, естественно, начинает с канвы Aida, начнем с нее и мы.
Канва Aida — это, как правило, хлопковая ткань специфического плетения «квадратиками». Но может быть и не хлопковая, а льняная, смесовая и даже с добавлением синтетики. Существуют и такие варианты, как пластиковая (используется для создания трехмерных вышитых работ и всякого рода подвесных вышивок) и растворимая (для вышивания мотивов на одежде или аксессуарах). Количество крестиков, которое умещается на одном дюйме (2,54 см), соответствует так называемому «каунту» (т.е. номеру) канвы. Чем меньше номер, тем крупнее будет крестик и, соответственно, вышивка.
Основные каунты канвы Aida:
Номер | Крестики в 10 см | Крестиков в 1 см |
---|---|---|
Aida 11 | 43 | 4,3 |
Aida 14 | 55 | 5,5 |
Aida 16 | 63 | 6,3 |
Aida 18 | 71 | 7,1 |
Aida 22 | 87 | 8,7 |
Самые распространенные каунты: 14, 16 и 18, 20. 22-й каунт лично я у нас в магазинах не встречала. Есть еще крупная Aida 8, «детская канва», которой взрослые вышивальщицы обычно пренебрегают.
Как рассчитать размер канвы по вышивальной схеме
Если в схеме указано количество крестиков, то берете эту цифру для длинной стороны работы и делите на цифру из третьего столбца в строке вашего каунта. Получится чистое количество сантиметров — размер самой вышивки. Не забываем прибавлять поля — 5-10 см с каждой стороны.
Например, в паспорте работы указано 158×69 крестиков. Мы решили работать на 18 каунте. Берем 158 и делим на 7,1. Чистая длина вышивки — 22,3 см плюс 8 см с каждой стороны — итого ширина полотна должна составлять 38,3 см (округлим до 40).
Совет первый: Не стоит считать по узкой стороне вышивки. На вышеприведенном примере, 158×69 крестиков, мы берем ИМЕННО 158 в расчет. В противном случае есть все шансы промахнуться и купить кусок меньшего размера (у меня такое бывало).
Канва продается в рулонах и нарезается, либо же продается кусками («отрезами») в индивидуальных упаковках. Если вы планируете один проект на конкретном цвете канвы и каунте, лучше купить отрез в упаковке. Если же вы привыкли к определенному каунту и типу канвы, проще отрезать ее от рулона про запас. Мой печальный опыт показывает, что покупать длинный отрез канвы стоит, только если она белого цвета и 14-го каунта, потому что никому не известно, когда я использую весь свой рулон желтой канвы.
Два производителя канвы лидируют на российском рынке: уже известная нам по мулине французская компания DMC и немецкая фирма Zweigart. Немецкую канву найти намного проще и выбор по типам, каунтам и оттенкам будет больше. Были бы деньги. От 250 рублей сейчас стоит отрез 50×55, цены же за метр (у обоих производителей стандартная ширина полотна 110 см, то есть общая площадь полотна 100×110 см) варьируются от 700 до 2000 рублей.
Немногим хуже качество у канвы производства «Гамма» и «РТО». «РТО» продается в основном в отрезах, в упаковке с женскими именами. Канва внутри — польская, некоторые называют ее по традиции «венгеркой» (что-то там произошло с переносом производства). Намного хуже качество белорусской канвы и прочих неизвестных аналогов.
Совет второй: при покупке канвы осмотрим ее на предмет мелких и крупных недостатков. К таковым относятся: наличие узелков, утолщений и неровностей, небольшие пятна, явная деформация ткани («край поехал — крестик поедет», отцентровать работу будет трудно) и «слипшиеся крестики» (это когда дырочки не видны).
На канве можно и нужно разумно экономить. Важен не столько производитель, сколько внешние и тактильные характеристики полотна. Лично я спокойно заменяю Zweigart на «Гамму» во всех случаях полного заполнения фона или при отшивке небольших работ «на один вечер».
Совет третий: учитываем насколько сильно канва накрахмалена. Все ткани для вышивки проходят обработку, но вот степень жесткости ткани бывает разная. За идеал берем вариант Zweigart. Для небольших проектов, вышиваемых без пялец, высокая жесткость ткани бывает полезна, но для крупных работ (30×40 см и более) с незаполненными участками или смешанными техниками креста (полный, полукрест, обводка итд) жесткая канва не подходит. При закреплении в пяльцах канва «запомнит» деформацию. И эта деформация может сохраниться даже после стирки изделия. Раз уж мы заговорили о деформации работы на пяльцах, сразу скажем и два слова о том, как с ней бороться.
Варианты работы на пяльцах:
- не пользоваться пяльцами. Можно, например, скатывать канву в рулон, удобно ложащийся в руку.
- компромисс: использовать рамки — от деревянных до пластиковых сборных, которые меньше портят ткань, чем пяльцы.
- грамотный подбор пялец. Берем только дерево (до недавнего времени только «Klass&Gessmann», теперь есть и «Гамма»). Перед защелкиванием обматываем нижнюю половинку пялец тонкой тканью. Лично я использовала кромку от самой канвы. И, конечно же, как только закончили вышивать и собираетесь прерваться, ткань желательно сразу же освободить из пялец.
Жесткость канвы влияет и на мулине, его натяжение и гладкость, — чем жестче канва, тем быстрее портится нить. С канвой есть еще одна проблема, и у моих вышивающих друзей я ее наблюдаю постоянно. Вышивка по канве на пяльцах требует больших физических усилий, нежели вышивка по полотну.
Полотно
Многих расстраивает результат первых работ на полотне, потому что, привыкнув с силой продевать иглу и продергивать нить, они работают на полотне так же. В итоге, работа оказывается вся в дырках. Отчасти из-за этого вышивка на полотне равномерного переплетения (evenweave) совсем не так популярна в России, как в остальном мире. Хотя логичнее предположить, что основные причины — труднодобываемость и высокая цена (DMC и Zweigart — основные поставщики в этом сегменте). Однажды я напишу женскую версию «Улисса» про поиск нужного куска тряпки для дизайна Marjolein Bastin, с ночами в интернете, блужданиями по городу и встречами с малознакомыми людьми из ордена иголки.
Итак, полотно — это дорого, трудоемко, малодоступно. Но есть тысячи проектов, которые никогда не будут выглядеть по-настоящему хорошо на канве. В целом полотно считается более эстетически привлекательным, чем канва, и пустые участки, не заполненные рисунком, являются такой же частью дизайна, как и сама вышивка, которая на полотне выглядит часто объемнее.
Для каких работ имеет смысл отдать предпочтение полотну:
- на полотне прекрасно смотрятся схемы винтажных сэмплеров
- дизайны в стиле кантри, которые странно смотрятся даже на бежевой Аиде
- большие, сложные, элегантные схемы, особенно на ботанические темы
- если вы делаете что-то практичное (скатерть, салфетку, полотенце), то я очень не завидую тем гостям, которым придется вытираться полотенцем из канвы Aida: она никогда до конца не потеряет свою жесткость.
- если в вашем проекте море бэкстича (обводки) или крестика в три четверти, берите полотно и не мучайтесь! Вы почувствуете такую колоссальную разницу — то, что на канве было пыткой, на полотне станет почти отдыхом. Кстати, тут вы можете разнообразить и саму технику вышивки — скажем, шить на одной стороне, т.е. вводить иглу на задник работы и выводить ее обратно одним быстрым движением.
Совет: когда вышиваем на полотне, мы не протыкаем, а скорее раздвигаем нити полотна. Причем мы захватываем две нити основы на один крестик. Звучит страшно, но на практике считать приходится только первый ряд, дальше считать не придется.
Я не буду подробно описывать все виды полотна равномерного переплетения, ибо имя им легион. Разнообразие составов (чаще всего лен, хлопок и смесовые), оттенков (до 40 оттенков на один тип), характеристик плотности и накрахмаленности у полотна невероятные. А выбор чаще всего определяется все равно на ощупь и индивидуальные ощущения от полотна. Скажу только, что два самых распространенных типа полотна: Lugana (смесовая, в основе хлопок) и Cachel (лен), обе от Zweigart, чаще всего встречаются в каунте 28. Что означает 28 нитей переплетения на один дюйм и примерно соответствует 14 каунту Aida. Расчет размеров вышивки идет по тому же принципу, что и расчет на обычной канве. Но чаще всего он просто не нужен, производители схем и наборов обычно предпочитают указывать сами необходимый размер отреза.
Совет: многие вышивальщицы заранее разбивают ткань на квадраты 10 клеточек на 10 клеточек. Это значительно ускоряет дальнейший процесс вышивки и позволяет работать сразу с несколькими участками. Лично я всегда боюсь ошибиться и обнаружить несовпадение слишком поздно и предпочитаю вышивать от одного центра, постепенно добавляя участки со всех сторон.
Существует много маркетинговых уловок, подталкивающих клиента к лишним тратам (например, золотое напыление на иголках, которые якобы меньше окисляются и легче проходят через ткань). Может, и проходят, но я разницы не замечаю. Иглы — это такой расходный материал, которого все равно надо много. Во-первых, на больших работах удобно работать «парковкой», когда на канве параллельно ведется работа несколькими цветами и иглами, а во-вторых, все равно иголки будут ломаться и теряться (особенно теряться).
Единственное, что я для себя вывела с годами — какой иглой я начинаю работу, такой должна и закончить; вроде бы покупаешь тот же самый номер иглы, а ощущения уже не те!
Практически все остальные приспособления для вышивания маркетинг чистой воды. Бесполезные косточки для хранения мулине, ножницы «цапельки» (обычные старые маникюрные справляются также), «профессиональные» напольные рамы для вышивания, которые так любят складываться на зазевавшуюся вышивальщицу, коробки для рукоделия и т. д. Но никто не может отобрать у женщины право на коробку для рукоделия, наполненную этими приспособлениями! Особенно в том ограниченном пространстве, которое у нас называется «уголок для хобби». Сама я — гордая владелица четырех коробок и могу сказать, что я никогда не помню, где у меня что лежит. Гораздо практичнее оказались обычные обувные коробки в сочетании со стикерами, где можно все подробно расписать. Рукодельные аксессуары красивы и иногда полезны, но от хаоса, увы, рукодельницу не защитит ничто.
И может быть, борьба с хаосом — один из главных стимулов вышивальщицы. Вот, собственными руками из хаоса цветных клеток схемы, кусочка ткани и гор ниток мы создаем новую вещь. Удачи нам всем и надеюсь, мои рекомендации вам пригодятся.